СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ГАВРИИЛА (ГОРОДКОВА), АРХИЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО И ЗАРАЙСКОГО (+1862Г.) В ДЕНЬ КАЗАНСКИЯ ЧУДОТВОРНЫЯ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ


СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ГАВРИИЛА (ГОРОДКОВА), АРХИЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО И ЗАРАЙСКОГО (+1862Г.) В ДЕНЬ КАЗАНСКИЯ ЧУДОТВОРНЫЯ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ.

О том, что Богоматерь есть вернейшая о нас Ходатаица пред Богом

Настоящее празднество в честь Богоматери установлено Святою Церковию в воспоминание о спасении Отечества нашего от угрожавшей ему погибели. Ныне мы приносим хвалы и благодарения Заступнице нашей за избавлении предстательством Ея первопрестольного града и царства нашего от врагов, которые, как лютые звери, во дни междуцарствия, терзали оное на части, и хотели поработить его чужеземному иноверному владычеству. Одна десница Всевышнего молитвами Богоматери спасла его от конечной погибели. Одно упование на помощь Владычицы, изображаемой на иконе, именуемой Казанскою, воодушевило верных сынов Отечества преодолеть все непреодолимыя препятствия, отчаянным врагом поставляемыя, исторгнуть из рук его плененный град первопрестольный, и освободить от оков рабства изнуренное и едва не порабощенное наше Отечество.

Благочестивые предки и отцы наши, почитая Богоматерь первою пред Богом Сыном Ея Ходатаицею, прибегали к Ея помощи и заступлению во свех нуждах и напастях; на Нее, как на верную Помощницу, возлагали надежду, к Ней притекали с молитвами о избавлении от нашествия иноплеменников, от смертоносных язв и от других бедствий, и молитвы их, с верою и покаянием приносимыя, сопровождались небесною, чудодейственною помощию, как свидетельствуют о том бытописания Церкви и Отечества нашего.

Напути земного странствования нашего всем нам неизбежно предлежат различныя искушения и скорби. Нет и для нас, кроме Богоматери, другого вернейшего помощника и ходатая пред престолом Благодати. Многомощное Ея ходатайство у Бога Сына Ея должно побуждать нас к Ней особенно прибегать с молитвами во всех постигающих нас злоключениях. Объясним сие несколько подробнее в настоящем слове.

Мы по естеству нашему немощны и подвержены различным искушениям и опасностям со стороны мира и страстей наших. К кому же вернее всего можем мы прибегать в нуждах наших, как не к Царице небесной? Она как Матерь наша благодатная, всегда призирает на нас милосердыми очами, и молит за нас Сына Своего, Господа нашего, Который по любви Его к Ней, слышит Ея за нас предстательство. Он исполнял волю Ея на земле: тем скорее исполнить ходатойство Ея о нас на небесах. Евангелие хотя мало говорит о жизни Ея, — однако сохранило ясныя свидетельства о любви и послушании Иисуса Христа к Преблагословенной Матери Его. Будучи еще двунадесяти лет, разлучившись с Нею во Иерусалиме для служения Богу Отцу Своему, Он по воле Ея вовратился в дом, и пребывал в служении и послушании Матери Своей и мнимому отцу Соему Иосифу. И бе, говорит Евангелие, повинуяся има (Лк. 2, 51). Первое благодеяние еще во чреве матернем оказанное Им Предтечи Своему, сообщением благодати освящающей, Он оказал при посредстве Матери Своей, Которая предпринимала для сего трудный путь в дом Захариин. Первое чудо, произведенное Им на браке в Кане Галилейской, Он произвел по Ея же ходатайству. Любовь Свою к Ней Он особенно показал на самом кресте Своем. Среди ужасных мучений, как бы забывая Свои страдания, Он заботится о Матери Своей, и поручает Ее возлюбленному ученику Своему, чтобы вместо Его был для Ней сыном: Се мати твоя (Ин. 19, 27).

В самой небесной славе Своей Иисус Христос не престал быть Сыном Ея, не престал любить Ее и слушать предстательства Ея. Царь Соломон, видя грядущую к нему матерь его Вирсавию, встал с престола своего, простер к ней руки своя, посадил ее одесную себя и сказал ей: проси, о матерь моя, что угодно тебе; невозможно, чтобы я отказал тебе в чем либо. Проси мати моя, не отвращуся от тебе (3 Цар. 2, 20). Если мудрейшый из царей земных такую воздал честь матери своей: то откажет ли в чем либо благословенной Матери Своей Царь небесный, Сын Ея возлюбленный, Который Соломону и всем детям вложил чувство любви и закон повиновения к родителям? Молитвы Ея тем благоприятнее Сыну Ея, что Она ходатайствует у Него не о земных наших почестях и удовольствиях, но о благодатном утешении для душ скорбящих, и избавлении от бед и напастей верующих, и прощении и помиловании грешников кающихся, ходатайствует за тех, за которых Он пролил кровь Свою Божественную.

Пребывая на земле Иисус Христос, в очах Матери Своей, за нас полагал душу Свою, для нас терпел бедность, гонения и озлобления, за нас пострадал и умер на кресте. Богоматерь видела безпредельную любовь Его к человеку. Посему Она всегда готова принимать под кров благосердия Своего тех, за коих Он претерпел стадания и смерть крестную. Требует ли помощи Ея несчастный, скорбящий, невинно — гонимый? Благовременною помощию Ея несчастный избаляется от несчастия, скорбящий получает утешение, гонимый находит защиту и покровительство. Притекает ли к Ней грешник кающийся, одержимый страхом праведного гнева Божия? Она ходатайствую за него у Сына Своего, как бы так говорит Ему: О Сын Мой возлюбленный! За грешника сего Ты пролил кровь Свою; в язвах Твоих он ищет утешения и спасения. Покрой греха его заслугами Твоими и помилуй его ради предстательства Моего Матернего. Столь усердное ходатайство Царицы небесной у Сына Ея, Спасителя нашего, без сомнения, преклоняет Его к ниспосланию явных, или тайных даров благодатных.

Зная же, колико может молитва Богоматери ко благосердию Сына Ея, Господа нашего, и коликую Она имеет к нам любовь и милосердие, мы с твердым упованием можем и должны прибегать к Ней с молитвами во всех нуждах наших, особенно душевных, и надеяться несомненно на Ея помощь и заступление. Впрочем нужно притом помнить, что Пресвятая Матерь Сына Божия, хотя исполнена благости и милосердия к братиям своим — человекам, но никогда небыла и не будет Покровительницею ожесточенных и нераскянных грешников. Она усердно ходатайствует, и всегда готова ходатайствовать за грешников, но кающихся и скорбящих о своих согрешениях, а не за тех, которые безбоязненно и раболепно угождают миру, плоти и страстям своим, нерадят о спасении душ своих, при всех к тому средствах естественных и благодатных, и тем, оскорбляя безпредельное милосердие Сына Божия, положившего за грешников душу Свою, оскорбляют вместе Матерь Его и затворяют двери милосердия Ея.

К Тебе, о царице небесная, приснодевственная Мати Христа Бога нашего, прибегая, молим: сохраняй в тишине, благоденствии и славе, сохраненное некогда и хранимое доныне Тобою, любезное Тебе Отечество наше, в коем столь Благочестно прославляется Святое имя Твое; освобождай души наши от рабства миру и страстям; помози нам безбедно преплыти волнующееся житейское море. А когда станем пред верховным живых и мертвых Судиею — Сыном Твоим: тогда наипаче буди нашею Заступницею и Ходатаицею, да сподобимся вкупе с Тобою стати одесную престола его, и внити с благословенными в царствие Отца Его, уготованное от сложения мира. Аминь.