СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ГАВРИИЛА (ГОРОДКОВА), АРХИЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО И ЗАРАЙСКОГО (+1862Г.) В НЕДЕЛЮ ПРАВОСЛАВИЯ.

О том, на кого падает клятва Церковью изрекаемая

И будет град Иерихон проклят, и вся елика суть в нем, Господем сил. (Иис. Нав. 6, 16).

Бог сколько благ и милосерд, столько же свят и праведен; Он не только награждает добрых, но и наказывает злых, не только ниспосылает мир и благословение, но иногда изрекает Свой суд и угрожает клятвою. Так по падении прародителей наших поражены были проклятием змий искуситель и вся земля — достояние падшего человека. Так подверглись подобной клятве и сделались жертвою погибели Каин братоубийца, целый мир во дни Ноевы и нечестивые грады Содом и Гоморр. Так и преемник Моисея Иисус Навин предает проклятию град Иерихон не от своего лица, но от Господа сил. И будет, говорит он, град Иерихон проклят, и вся елика суть в нем, Господем сил. 

У Бога несть пременения (Иак. 1, 17) как по естеству Его, так касательно свойств и советов Его. Аз, говорит Господь, Бог ваш и не изменяюся (Мал. 3, 6). Он как праведен и милостив был в Ветхом Завете, так милостив и праведен пребывает в Новой благодати. Он говорит чрез Иисуса Навина: И будет град Иерихон прклят, и вся елика суть в нем, Господем сил; Он же и чрез Апостола сказал: аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маранафа (1 Кор. 16, 22). В том и другом Завете возвещается вместе благост и правда Божия, милость и суд, благословение и клятва.

Церковь Христова, властию Божественною на земле облеченная, при настоящем торжестве Православия одни ублажает и благословляет, а других предает осуждению и отлучению не произволением человеческим, но судом Самого Господа Саваофа. На кого же особенно падает клятва Господня Церковью изрекаемая и сколь бедственна участь тех, кои подвергаются оной, рассмотрим.

Град Иерихон сопротилявшийся Богу Израилеву и посланнику Его Иисусу Навину, изображал сонм нечестивых противоборстующих Богу, и Его же послал есть Иисусу Христу, а Иерусалим, напротив того, представляет собрание верующих, повинующихся Богу и Спасителъ мира Сыну Божию, или Церковь Новозаветную, которая называется у Пророков Новым Иерусалимом, Сионом и градом Бога вышяго. Светися, вопиет Пророк Исаия, светися новый Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия (Ис. 60, 1). Иерихон, изображавший всех богопротивных людей, предан был анафеме, т. е. сожжению и безпощадному избиению всех жителей его; так и все явные и злобные враги Церкви Православной и Отечества, как то: еретики древние н новые, изменники Отечеству, вольнодумцы, отступники от веры, отрицающиеся Владыки и Искупителя своего Христа, и все глаголющие на Бога неправду подвергаются анафеме, или отлучению от Церкви. Как Раав грешинца спаслась с семейством своим от погибели Иерихонской верою в Бога Израилева и поставлением червленного знамения на доме своем (Иис. Нав. 2, 18): так и для всех зараженных духом противления Богу, в новом Сионе живущему, не остается другого способа к избавлению от клятвы, кроме веры в Бога, Новозаветною Церковью исповедуемого, кроме раскаяния в Богопротивных заблуждения, и кроме прибежища к подножию крестного знамения,  Божественною кровью обагренного, на котором пострадал и умер за грешников Спаситель мира, Господь и Бог наш Иисус Христос.

Кроме еретиков и богоотступников подвергаются клятве и все те, которые приобщаются дела их злым. Пример сему показан нам в Ахаре Израильтянине, который из преданнаго проклятию Иерихона взял богатую ризу, златый сосуд и сребра двести дидрахм, и который за участие в клятве вне стана Израильского, со всем его семейством камением был побиен и огне в пепел превращен. Подобно сему Ахару и все приобщающиеся делам и советам явных врагов Бога, Церкви и Отечества, подвергаются одной и той же с ними клятве и осуждению, Аще кто, говорит Ап. Иоанн, приходит к вам, и сего учения не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите; глаголяй бо ему радоватися, сообщается делом его злым (2 Ин. 1, 10).

Последуя сему ветхозаветному образу, Апостольскому учению и преданию Св. Отец и Соборов, Церковь Православная предает клятве и осуждению еретеков, своею совестию обличаемых, отступников от веры, которые не только сами заражены недугом безверия и вольнодумства, но и других страются уловить в пагубныя сети своих заблуждений, предает всех вносящих ереси погибеля и искупльшего их Владыки отметающихся, ихже суд искони не коснит и погибель их не дремлет (2 Петр. 2, 13).

Не думайте, слушатели, что клятвы Церковью изрекаемыя, означают одни праздныя восклицания, воздух биющия. Нет! Оне столько же сильны к осуждению отлучаемых, сколько огонь и мечь были действительны в погублении Иерихона и живущих в нем. Вспомним при сем, какою властью облек Господь Церковь Свою, поручая Ей в лице Апостолов ключи Царсвия небесного. Аминь глаголю вам, елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси (Мф. 18, 18). Сказал сие не человек, часто ложная глаголющий, но Сам Господь всеведущий, Который свидетельствует: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Мк. 13, 31). Случается иногда, что проклятия оскорбленной матери призывают на злонравных детей мщение небесное: тем более клятвы Церкви Христовой, сей духовной Матери верующих, дожны быть сташны для тех, против коих она принуждена бывает изрекать их.

Противным кажется сие кротости и благости доброго Пастыря, взыскующего заблуждших и погибающих, не согласно, по видимому, сие с человеколюбием Того, Который не хощет смерти грешника (Иез. 33, 11), Который повелел отпущать согрешения до семьдесят крат седмерицею (Мф. 18, 22). Внимая сим утешительным истинам, мы готовы восклицать с Пророком: коль красны ноги благовествующих мир, а не клятву, благовествующих благая, а не злая (Ис. 52, 7). Но теже самыя истины дожны не менее возбуждать страх в сердцах наших, Бог милосерд и долготерпелив; но горе тем, которые благость Божию, к покаянию призывающую, поставляют прикровением злобы своей, которые в доготерпении Божием находят предлог и даже побуждение к коснению в злом произволении своем, и таким образом самое спасительное врачество обращают в яд убивающий жизнь и силы духовныя, Бог сколько благ в милости и щедротах, столько же велик святостью и правдою, Он есть Отец щедрот, и вместе Бог отмщений (Пс. 93, 1), Который самою милостию Своею потребляет враги (Пс. 142, 12). Посему страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго (Ивр. 10, 31).

При сем помыслим еще о Иисусе Христе Спасителе нашем, Который за всех грешников умер на кресте, всех призывает к покаянию, всем обещает блаженство вечное, всех хочет собрать в Церковь Свою, которая преподает все средства ко спасению: что же будет с теми, которые, подобно древни фарисеям, произносят злохуления на самого Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24), которые, по словам Апостола, второе распинают Сына Божия (Евр. 6, 6), попирают кровь заветную, очищающую грехи всего мира и укоряют благодать Духа Святого, спасительную всем человекам (Евр. 10, 29)? Не собирают ли таковые, по жестокости своей и непокаянному сердцу, гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5)? Не ожидает ли их участь той земли, которая по принятии множицею дождя небесного, износит точию терния и волчец, и потому непотребна есть и клятвы близ, еяже кончина в пожжение (Евр. 6, 8)?

Вот сколь злополучны и в сей, а тем более в будущей, жизни противляющиеся евангельской истине, которые подвергаются страшному суду Церкви и отлучению от матерних недр ея! Для тех из них, коим дверь покаяния уже заключилась их смертию, не остается на земле более помощи; о гресех бо их, по словам Апостола, ктому не обретается жертва (Евр. 10, 26). На тех же, коим еще отверста дверь покаяния, произносит она осуждение с сокрушением и молением к Богу безконечно милосердому, да даст им веру и покаяние, да созиждет в них сердце ново и наставит их на стези правды и благочестия.

Взирая с болезнованием на участь отлучаемых Церковью, будем трезвиться и бодрствовать неусыпно, да не впадем и сами в тот же суд и в туже сеть неприязненную. Будучи гражданами Иерусалима Нового, чадами Церкви православной, единой, святой и истинной, да пребываем в ней непоколебимо, подвизаемся неослабно в делании спасения нашего, подвизаемся добрым подвигом веры, емлемся за вечную жезнь, в нюже и звани быхом (1 Тим. 6, 12), да тако достигнем небесного Иерусалима, в нем же всяка анафема не будет ктому (Апок. 22, 3), но вечное благословение.

Боже милосердый и праведный, Источниче благодати и спасения! Не попусти нам никогда же волею и разумом согрешати, отверзи нам слух, да слышим глас Твой к Тебе завущий нас, сокруши оковы наши греховныя, утверди нас на камени веры Твоея спасительныя, просвети души наша омраченныя стастями, настави на путь Твой заблудшия, возбуди спящия, воскреси умершия. Аминь.