С. В. Гнутова.
ПОД ЗНАКОМ КРЕСТА.

     Две тысячи лет мир живет под знаком Креста. В сознании каждого верующего человека Крест неразрывно связан с добровольной жертвой Сына Божия, Иисуса Христа, принесенной за беззакония всего мира. По неизреченной любви к грешному человечеству и каждой душе человеческой Спаситель сошел с неба на землю, был гоним, осужден и распят, умер на Кресте и Своими страданиями и Своей кровью искупил наши грехи.
    Но если бы жертва Христова закончилась лишь смертью, то на что бы мы могли надеяться? "Если нет воскресения мертвых, - говорит апостол Павел, - то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15:13-14). Однако Господь дал нам великое упование в Своем Воскресении из мертвых, победив не только грех, но и саму смерть. И так орудие мучительной казни стало знаменем победы Христовой над злом, тлением, смертью.
    Сегодня, как и во все века, Честной Животворящий Крест Христов - главный символ христианства. Но мало назвать Крест только символом - в нем заключается истинная сущность христианства. Настоящий гимн Кресту Христову воспевали многие Святые Отцы Православной Церкви. Вот слова о Кресте преподобного Иоанна Дамаскина: "Он - щит, И оружие, и памятник победы над диаволом. Он - печать, для того, чтобы не коснулся нас истребляющий, как говорит Писание. Он - лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих приведение к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, растение Воскресения, древо жизни вечной".
    Вместе с христианством в Х веке пришел в Россию (в то время Киевскую Русь) и Крест Христов. Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году знаменовалось, прежде всего, тем, что с Киевских холмов были сброшены языческие истуканы и на прежних местах идольских капищ были воздвигнуты животворящие кресты. Почитание Креста было не только благочестивым обычаем всех христиан. Оно закреплялось и канонически. Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора гласил: "Со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях..."
    Земное существование христианина освящено Крестом. Действительно, уже в Таинстве крещения новый член Церкви Христовой осеняется Крестом, который будет сопровождать его в течение всей жизни: Крестом завершаются главы наших церквей; Крест господствует во внутреннем убранстве всякого храма; Крест участвует в совершении всех Таинств и обрядов церковных; Крест будет осенять и место последнего (до Второго Христова Пришествия) упокоения христианина на кладбище...
    Русский православный мир на протяжении многих столетий был осенен Крестом. Кресты ставились на развилках и перекрестках дорог, на водных путях, на въездах в города и деревни. Когда на землю приходила очередная напасть в виде засухи или наводнения, защитой против бедствия становился, прежде всего, Крест. Его возводили за один день (такие кресты назывались обетными), обносили крестными ходами вокруг городов и сел, прибивали на воротах домов - в общем, именно Крест поднимали христиане как щит и оружие против любого зла.
    В убранстве храма постоянно встречается Крест. В основании храма - Дома Божиего - закладывается крест, на освящение храма водружаются подпрестольные или водружальные кресты с надписью: "Освятися алтарь Господа нашего Иисуса Христа" На престол, отмеченный знаком креста, полагается антиминс, на котором всегда присутствует крест. На древних русских антиминсах ХII века изображался Голгофский Крест, в более позднее время на антиминсах стали помещать композиции "Снятие со Креста" либо "Положение во гроб".
    Дарохранительница, установленная на престоле, обязательно увенчивается крестом. На самом престоле обязательно полагается напрестольный крест, за престолом поставляется выносной крест, олицетворяющий Голгофу.
    Вновь построенный храм становится домом Божиим только после того, как его Престол и стены крестообразно помазуются миром. "Крест везде прилагается", - записано в "Новой Скрижали", составленной архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином в середине XIX столетия на основе древних источников Святых Отцов.
    В "Новой Скрижали" в главе XI "О святом Кресте" записано: "Поелику святой крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утварей, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста, посему здесь следует сказать: что есть крест? Для чего Христос благоволил претерпеть не другую какую-нибудь смерть, как крестную? Какою Божественною силою облечен крест? И как древние святые крест почитали?". "Крест - хранитель всея вселенныя" лежит в основе всего земного и небесного устроения. "Миp сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, - писал святитель Димитрий Ростовский, - ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста".
    Древние подвижники, приходя в пустынное место, утверждали деревянный крест в освящение пустыни, в ознаменование силы Божией и в отгнание всякой нечисти. Это известно из множества житий русских святых. Так, преподобный Сергий Радонежский воздвиг крест на основание Троицкой обители, преподобный Савватий Соловецкий установил такой крест на Соловках.
    При освоении пустынных земель Руси в XIV - ХVI веках русские святые непременно воздвигали кресты на месте будущих обителей. Особое значение имело благословение и напутствие крестом на ратные подвиги, на основание монашеских общежительств, словом - на освящение всех сторон человеческой жизни.
    Известно, что преподобный Сергий Радонежский благословил крестом святого благоверного князя Димитрия Донского на битву с Мамаем. Преподобный Сергий напутствовал крестом и своих учеников, уходящих в дальние пределы Руси: например, преподобному Павлу Обнорскому он вручил в 1392 году восьмиконечный меднолитой крест. Святой Павел хранил его как великую святыню до конца дней, и этот крест был положен с ним во гроб. Из описи имущества Павла-Обнорского монастыря за 1654 год известно: "Да на гробу же преподобного Павла чудотворца крест медяной, что благословил преподобный Сергий Радонежский преподобному Павлу в путь".
    Сохранились сведения о многих крестах-реликвиях, связанных с историческими лицами и русскими святыми. Знамениты на всю Россию крест преподобного Авраамия Ростовского, по преданию данный ему апостолом Иоанном Богословом на озере Неро на одоление идола Велеса; крест преподобного Евфимия Суздальского, дошедший до наших дней, он находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике; крест XII века преподобной Евфросинии Полоцкой, исчезнувший во время Великой Отечественной войны и воссозданный вновь в 1997 году…
    Святые Отцы называли образ Креста Христова "животворящим", то есть созидающим. Это название имеет глубочайший смысл. Образ Креста и крестное знамение в Церкви животворны явлением силы Божией. Всеведущий и вездесущий Христос Спаситель всегда и всюду благодатно действует в изображаемом христианами Кресте. Благодать, исходящая через Крест, ощутима для каждого верующего человека. Она сокрушает силу бесов, очищает человеческую душу от страстей, наполняет ее дарами Святого Духа.
    Сила Креста Христова оживляет христиан и укрепляет их в подвигах, дарует им духовную радость и сердечный мир. Честным Крестом возвышается Церковь, Корабль нашего спасения...
    Многие десятилетия тема Креста как главного христианского символа, тема крестной жертвы Спасителя за грехи мира находилась под запретом в обществе государственного атеизма. Лишь в самом конце XX столетия началось возрождение науки о Кресте - ставрографии, развитие которой успешно происходило в XIX веке, но было прервано революционными потрясениями.
    Сегодня человек, пытающийся осмыслить тему Креста в России, неизбежно сталкивается со множеством препятствий. За годы безбожия уничтожено и утрачено бесчисленное количество православных святынь, среди которых немалую часть занимали кресты; забыты и требуют нового прочтения многие исторические страницы ставрографии. Однако задача осмысления роли и значения Креста в жизни православной России, Святой Руси, по-прежнему стоит перед исследователем. Мало того, сегодня, после великих крестных страданий XX века, после той Голгофы, на которую взошла верующая Россия, тема Креста приобрела особое, едва ли не главное значение в духовной жизни русского Православия, а значит - и каждого верующего человека...

                         
C. В. Гнутова,
кандидат искусствоведения,
заведующая сектором прикладного искусства
Центрального музея древнерусской
культуры и искусства имени Андрея Рублева.