ПОУЧЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ РОСТИСЛАВА ГАН (+1975Г.) В НЕДЕЛЮ 32-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

 

О мытаре Закхее

Система откупов практиковалась еще до недавного времени многими государствами. Это была одна из древних норм собирание налогов.

Иудейские мытари были те богатые люди, которые имели возможность заплатить государству налог за определенную местность за целый год. За это государство давало им права самим собирать этот налог с населения, причем, в большинстве случаев, никакого контроля над этим сбором не было. Поэтому, мытари собирали этот налог в два, в три, а то и в пять раз больше, чем они уплачивали государству.

Естественно, что такая система позволяла очень много злоупотреблений, и те люди, которые стояли во главе этой системы, конечно, наживались и наживались самым недобросовестным образом. И вот почему у иудеев слово «мытарь» обозначало того человека, который дерет шкуру и с живого, и с мертвого. Оно обозначало того человека, который безжалостно может разсправиться с должником, если он не уплатит во-время установленную или наложенную на него сумму.

С несостоятельных должников долги взыскивались обычно таким способом: их сажали в так называемую «долговую яму», которая находилась на людном месте; и вот, человек сидел там до тех пор, пока кто-либо из близких или из знакомых, а может быть, просто из прохожих, не сжалится над ним и не уплатить требоваемую сумму.

Эти «долговыя ямы» встречались повсюду на больших площадях и на перекрестных дорогах. Поэтому, для населения были наглядны те случаи жестокого притеснения и угнетения народа, которые делались вот этими мытарями. Также всем известно, что мытари люди уже богатые, потому что они сами имели возможность уплатить государству крупную сумму, а потом взыскивали во много, много раз больше с населения.

Итак, для иудеев мытарь — это было слово, обозначающее человека, с моральной стороны, уже ничего нестоющего, который пошел-бы на все, лиш-бы ему это было на выгоду. Поэтому, среди мытарей, очень редко находились порядочные люди. Это были единицы из сотен. К таким вот редким людям принадлежал и мытарь Закхей.

У каждого человека, в громадном большинстве случаев, есть совесть, которая еще не заглушена. Эта совесть дает о себе знать в некоторых случаях своей жизни, особенна когда человеку приходится сталкиваться или видеть и слышать о том человеке, который является носителем в жизни как-раз противоположных свойств и качеств — правды, справедливости и доброты. К такому человеку, у того, который как будто уже эту совесть потерял, невольна возникают тяготения.

Вот такое-же чувство проснулась у Закхея. Он почувствовал, что он живет неправильно, нехорошо, плохо. Ему хотелось только-бы взглянуть на Того, о Котором он много слышал, на Того, Который истину не только проповедовал, но и осуществлял на деле.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Господь не только дела принимает, но и намерения приветствует». И если человек имеет какое-то доброе намерение, Господь часто устраивает так, чтобы это намеренiе осуществилось, чтобы оно не загасло.

Закхей, конечно, не мог бы подумать о том, чтобы побеседовать с Иисусом Христом. Ему нужно было просто на Него посмотреть, и для того, чтобы увидеть Его он забрался на дерево, т.е. пренебрег своим крупным общественным положением и среди толпы народа, поднялся на дерево, чтобы оттуда увидеть Христа.

Но Господь, проходя мимо, увидел это доброе намерение в душе человека и сказал ему: «Мне сегодня надобно быть у тебя в доме».

Для Закхея это, конечно, была полнейшая неожиданность, тем более, что Господь не пренебрег им, как принебрегало все остальное население, не чуждался его, ках чуждались все остальные люди.

В душе Закхея произошел переворот. И вот, приняв Христа, он пред всеми дает Ему обещание, не только исправиться в будущем, но и исправить свое прошлое. Он сказал: «если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Таково требование совести человеческой — не только думать о будущем, но, по возможности, исправить и прошедшее.

Таким образом, Закхей добровольно навлек на себя положение почти нищего, потому что вряд ли все его имущество, хотя и насилием он много приобрел неправдного, могло бы удовлетворить всех им обиженных.

Но таково свойство пробужденной совести, что она требует обязательного удовлетворения, она требует полного заглаживания своего греховного прошлого.

Вот тот урок Закхей прошел, и в дальнейшем уже предание разсказывает о том, каким жестоким и жестким путем он прошел всю свою остальную жизнь.

Как Феофан Затворник сказал: нигде Господь не обещал Своим последователям легкую жизнь; что их путь будет усеен цветами, что их путь будет очень легок. Наоборот, Он все время подтверждал что путь к Нему ведет через терни, через скорби, через страдания. И вот тот, кто эти скорби жизненныя претерпевает с благодарностью, тот не только спасается сам, но и спасает окружающих его. Аминь.