БЕСЕДА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ОНУФРИЯ (ГАГАЛЮКА), АРХИЕПИСКОПА КУРСКОГО И ОБОЯНСКОГО (+1937Г.) В НЕДЕЛЮ 24-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Для нашего духовного назидания Церковь Божия предлагает ныне евангельский рассказ об исцелении Христом Спасителем кровоточивой женщины и воскрешении Господом умершей дочери Иаира.

Господь наш Иисус Христос учил в Капернауме, окруженный учениками и множеством народа. И вот приходит к Нему начальник иудейской синагоги Иаир, падает на колени и просит войти в дом — исцелить умирающую дочь его. Милосердный Господь идет за Иаиром. В это время к Спасителю приближается женщина и касается края Его одежды. Эта женщина страдала кровотечением двенадцать лет, лечилась у врачей, истратила на них все свое имущество и не получила пользы. А тут она сразу исцелилась. Господь Всеведущий спросил: кто прикоснулся ко Мне? Апостол Петр ответил: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Иисус ответил: прикоснулся ко мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Тогда женщина с трепетом подошла к Спасителю, пала пред Ним на колени и рассказала, как она прикоснулась к Его одежде и тотчас выздоровела. Господь сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. В это время приходят из дома Иаира и сообщают ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Услышав это, Спаситель говорит Иаиру: не бойся, только веруй, и спасена будет.

Пришли в дом, люди плакали. Господь говорит им: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Тогда Христос Спаситель вместе с тремя учениками Своими — Петром, Иаковом и Иоанном, с отцом и матерью умершей вошел в дом, приказал всем выйти вон и, взяв за руку умершую, сказал: девица! встань. И тотчас она воскресла и встала с постели. Господь велел дать ей есть. И велика была радость родителей (Лк. 8, 41-56).

Обратите внимание, возлюбленные, на кровоточивую женщину: она двенадцать лет страдала, пользовалась услугами врачей, но все болела. А когда прикоснулась к одежде Спасителя, тотчас исцелилась. С христианской точки зрения, лечиться — не грех. Господь умудряет врачей, даже если они и неверующие, для того, чтобы через них делалась милость болящим людям. И медицина много добра приносит людям. Но и самые талантливые и ученые врачи бессильны пред болезнями неизлечимыми. Может ли медицина открыть очи слепому, дать слух глухому и речь немому? Может ли она воскресить мертвеца? Это недоступно человеческим силам теперь и всегда. Но то, что невозможно человеку, всегда возможно Богу (Мф. 19, 26). Господь наш Иисус Христос дает зрение иерихонскому слепцу, незрячему от рождения, глухих делает слышащими, немых — говорящими. Он воскрешает сына вдовы наинской, дочь Иаира, четверодневнаго мертвеца Лазаря (Ин. 11, 1-45). Все эти и многие другие великие и преславные чудеса сотворил Господь Иисус для того, чтобы ты делал различие между человеком и Богом. В своих болезнях телесных не будем пренебрегать услугами медицины, но больше всего станем прибегать с теплой молитвой к Богу Спасителю, Врачу Всемогущему...

Кровоточивая женщина прикоснулась к ризе Спасителя и тотчас исцелилась. Здесь основание почитания святых икон Спасителя, Его Пречистой Матери и святых угодников. По милости Божией и отдельные вещи могут источать исцеления недугующим. Припомним из книги Деяний Апостолов, как больных выносили на улицы и клали на постели, чтобы хоть тень проходящего апостола Петра осенила болящих, и они исцелялись. И когда на больных клали опоясания с тела апостола Павла, то больные выздоравливали. А сколько святые иконы Пресвятой Богородицы и угодников Христовых источили чудес всем приходящим к ним с верою и любовью! И это все по благодати Божией. Всякая икона, освященная в святой Церкви Православной, есть носительница Божией милости, источник великих благодеяний для нас, лишь бы только усердна была наша молитва и крепка вера. «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, — поем мы пред святым Иверским образом Божией Матери, — исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Твоею, Пречистая»!

В нынешнем Евангелии мы слышали об Иаире. Кто он был и чему мы можем у него научиться? Иаир был начальником Капернаумской синагоги. В синагоге книжники и фарисеи относились к Спасителю с завистью и презрением. В речах Спасителя они старались найти что-либо противное закону Моисееву, смеялись над Его чудесами, стремились подорвать авторитет Иисуса Христа. Не таким был начальник их Иаир. На глазах всего народа этот знатный человек опустился на колени пред Спасителем. Иаир твердо верит в силу Спасителя и просит исцелить умирающую дочь. Господь идет в дом Иаира. Окруженный толпою, Он движется медленно, и за это время дочь Иаира умирает! Иаир, страдая душою, молчит, но верит Господу. Он не раздражается, не приходит в гнев, не говорит Спасителю: почему Ты не поспешил, упустил время, да еще останавливался в пути, чтобы исцелить кровоточивую женщину? Ничего этого не обнаруживает Иаир, ожидая милости от Господа. Сердцеведец Спаситель видел, что творится в душе Иаира и, подкрепляя его, говорил: «Не бойся, только веруй!» И вера Иаира не посрамилась: на его глазах Спаситель воскресил умершую, и великие скорби отца превратились в великую радость.

О, если бы у нас было такое смирение, такая вера и терпение, какие видим у Иаира. Господь показал нам эти добродетели Иаира, чтобы мы им подражали. Не всегда Господь нам сразу подает то, о чем просим Его, но испытывает нас: крепко ли верим Ему, смиренно ли ждем Его милостей. И когда находит в нас и веру и терпение — с избытком дает нам то, о чем просим, ибо Он есть Всеблагий и Всемогущий Любвеобильный отец наш Небесный!

А вот те, кто плакал над умершей дочерью Иаира. В их смятенную толпу входит не только Вестник, но и Податель воскресения, а они смеются над Его речами. Не то же мы видим и поныне? Многие с насмешкой относятся к христианскому учению о воскресении, о загробной жизни. Но от этого легкомыслия пострадают только они. Как бы люди ни относились к домостроительству Божиему — будет то, что определила рука Господня и Совет Божий. Легкомысленные люди с ужасом узнают в определенный Богом час, что напрасно они смеялись над Святыней Божией: они увидят Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк. 13, 28).

В сегодняшнем Евангелии замечается, что Спаситель ввел в дом, где лежала умершая, только трех апостолов, отца и мать. А всех плакальщиков, которые смеялись над словами Спасителя о воскресении отроковицы, Он изгнал вон. Зачем? Потому что они были недостойны видеть воскрешение дочери Иаира. Здесь — предостережение всякому легкомыслию и невниманию к святыне. Господь строг ко всем нерадивым: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7, 6). И щедр и многомилостив к тем, кто благоговейно, с трепетом внимает святыне Божией: вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66, 2).

Старый Оскол. 10/23 ноября 1930 года.