Cвятитель Фотий Константинопольский.
СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Всякий праздник и всякое торжество, по поводу коего радуется сонм верующих, прекращает взаимные несогласия и споры, соединяет людей разномыслящих и нарушивших разногласием союз любви, содействуя водворению единомыслия стройным созвучием песнопений, – показывает, что все собравшиеся суть создания одного и того же Господа и Творца, и, свидетельствуя единством почитания о равночестности твари, укрощает и успокаивает тех, которые имеют гнев друг на друга, убеждая и поучая мыслить справедливо и человечно, видеть одну и ту же длань Творца и помнить об одной и той же персти творения. Для сего отчасти, представляется мне, и существует приличествующий христианам обычай совершать церковные празднества, из коих одно служит воспоминанием Рождества Христова, другое свидетельствует о Крещении Христа, иное – о Его Преображении, иное о совершении Им чудес – исцелении бесноватых, даровании зрения слепым, исцелении кровоточивой, укреплении хромых и расслабленных, воскрешении мертвых, – иное напоминает о распятии Христа, а другое – о воскресении Его и обновлении Своими делами и моего воскресения.
Но если всякое богоугодное празднество доставляет возможность пользоваться и общими дарами и сияет каким-либо собственным светом благодати, то гораздо бoльшие в этом отношении преимущества имеет настоящее торжество, посвященное Рождеству Девы и Богоматери. Ибо, как корень и ствол дерева мы считаем причиною плодов и цветов (хотя ради плода производится труд и бывает забота обо всем дереве), и ничто не может вырасти без корня, так и без празднества в честь Девы не может быть ни одного из других торжеств, соединенных с Ее именем и деяниями, настоящее же в честь Девы празднество поистине украшается многими и великими дарами и справедливо почитается днем спасения всего мира. Ибо ныне Дева Матерь рождается от неплодной Матери и соделывается жилищем для пребывания Господа. Ныне разрешаются узы неплодства, и утверждаются ключи девства, ибо утроба нерождающая неожиданно принесла зрелый плод рождения. Ныне Анна избавляется от позора неплодия, и вселенная пожинает класы радости. Отец отроковицы именуется Иоакимом, и мы приобретаем в залог достоинство усыновления. Ныне Дева исходит из неродившего чрева и неплодие получает в удел рождение, общество иудеев уменьшается, а чада Церкви умножаются, богоугодно притекая к Жениху Христу.
Дева рождается из утробы неплодной, тогда как рождение было бы чудесным и в том случае, если бы ее родители имели и прежде детей. О, чудо! Когда минуло время посева, тогда наступило время снятия плода; когда погас огонь желания, тогда возжегся светильник деторождения. Молодость не принесла цветка, а старость даровала отрасль. В цвете сил не было плода чрева, а в утробе отцветшей оказался всегда девственный плод. Но ты, человек, недоумеваешь, каким образом неплодная родила, и по этому поводу пустословишь. Но кто ты? Ты не можешь принадлежать к числу верных и достойных чуда, ибо верующий не будет смущаться тем, чтo относится к области веры. Ты иудей? Но как же ты забыл о Сарре? Разве она не в старости и не после неплодства имела сына Исаака? Прими также во внимание, что Адам был создан из земли и явился без рождения, а Евабыла создана от ребра Адамова: здесь проявилась божественная благодать, которая всегда господствует над естеством, равным образом и в рождении Девы Марии выразилась божественная сила и власть. Посему, оставив тех, которые пустословят по поводу рождения от неплодной, продолжим то, что уже начали.
Древле – человеческое естество было порабощено силою прародительских грехов, а ныне дщерь отрасли прародителей дарует могущественные средства для избавления от власти и рабства их покорителю. Посему Адам и Ева, очистившись от древних оных скверн греха и освободившись от печали и отчаяния, ныне первее всего свободно и с радостным видом приветствуют торжество в честь Девы, тем более, что они служат и главными ее родоначальниками. Ибо от них именно семя греха распространилось во всем человеческом роде, и они, когда оное исторгнуто с корнем, справедливо должны начинать радость и призывать всех родившихся от них для участия в торжестве; от них, впервые согрешивших, язва греха разлилась во всех, все нуждаются в одинаковом врачевстве, а ныне рождением Девы положено основание спасения всего мира, посему и надлежит устроить общечеловеческое торжество и в песнопениях возгласить благодарения всех людей и всего мира: всемирное спасение вызывает и соответствующее благодарение.
Итак, вознесем благодарственные песнопения за то, что Адам воссоздается, Евавместе с ним обновляется, осуждение снимается, и наше естество, избавившись от смерти за грех и совлекши тленный свой вид, преобразовывается по древнему достоинству Господня образа. Воспоем благодарственные песни и составим всенародные хоры, потому что Дева, родившись из утробы не рождающей, освятила естество неплодное и привила его к плодородию добродетелей. Утверждается лествица, поднимающаяся до небес, и земное естество, переступивши свои пределы, поселяется в небесных обителях. Престол Господень укрепляется на земле, все земное освящается и чиноначалия небес сожительствуют с нами, а лукавый оный, обманувший нас в начале и бывший главным виновником козней против нас, лишается силы во всех коварных делах своих и ухищрениях против нас. Но кто окажется в состоянии раскрыть эти чудесные явления? Какое слово в состоянии выразить то, чтo превосходит его силу! Какой ум не смутится, сопоставив свою способность разумения с величием сих дел?
В начале Бог, побуждаемый неизреченным богатством человеколюбия, создал человека, даровав ему образ и подобие Творца, т. е. дал ему благородство тела и души. Он насадил на востоке рай, место приятное и прекрасное, украсил его не увядающими цветами лугов и наполнил зрелыми и разнообразными плодами растений; среди рая протекали реки и, орошая чистою своею водою поверхность равнины, создавали некоторую естественную красоту сего места. Здесь Господь поселил прекрасное Свое творение, сделал его господином всего и повелел ему изобильно пользоваться всеми благами. Потом привел к Адаму жену, создавши ее из его ребра, дабы она считала своим главою того, от кого она была взята, и, взирая на него, считала себя обязанной ему, и дабы союзом естества водворить в них и союз единомыслия. Но, даровав человеку наслаждаться и пользоваться в раю всем, Господь, поелику надлежало и воспитывать какой-либо заповедию того, кому была вверена такая великая и разнообразная власть, дает ему и закон, по которому и не трудно было жить и который не легко было всецело сохранить; за это человек должен был получить или награду, или наказание. Указав на одно из цветущих своею красотою деревьев, Бог дал заповедь, запрещающую вкушать плоды только от одного этого древа. Но лукавый оный зверь и главный виновник зла, коего называют диаволом, обративший свой взор на человека с самаго его создания, воспользовался, как орудием, другим животным – змием, вступил с женою в льстивую и усладительную беседу и, излив обильную хулу на Законоположника, убеждает жену, а чрез нее и мужа пренебречь заповедью, вкусить от того древа, от коего заповедано было не вкушать, и они, вместе с тем как преступили повеление, лишились и всех даров: к сему и стремился клеветник и все его злокозненное деяние было направлено к этому. Отсюда, грех от прародителей перешел на потомков, и клеветник этим путем покорил себе весь человеческий род.
Что-же Творец и Промыслитель? Разве Он презрел в конец Свое творение, впавшее в несчастие, погибающее в своем блуждании и постоянно работающее страстям? Нет! Ибо Тот, Кто с любовью создал человека, мог снести его обольщение и похищение? Посему Божественная Троица единым решением Своей воли постановила воссоздание сокрушенного творения, и Ей (по человеческому суждению) угодно было найти человека одинаковой с нами природы, который имел бы правильное соблюдение законоположения, чтобы при посредстве его был побежден тот, кто злоумышлял против нас, и мы законною борьбою и победою избавились от виновника греха. Итак, Единому из Троицы надлежало придти к людям, дабы и воссоздание принадлежало Тому, Кто был Творцом. Надлежало явиться на землю Сыну Божию, Тому, Кто от века был таковым и прославлялся. Придти же к сынам человеческим невозможно было без воплощения, воплощение же есть путь к рождению, а рождение есть последствие чревоношения матери. Надлежало приготовить на земле матерь Творца для возсоздания падшего и притом деву, дабы, как первый человек был создан из девственной земли, так и воссоздание его должно совершиться через деву, и дабы рождение Создавшего было бессеменное: ведь пленником желания был тот, для освобождения которого Господь принял рождение.
Но какая жена достойна быть участницею сего таинства? Какая достойна сделаться матерью Бога и даровать плоть Тому, Кто изобильно владеет всем? Кто же может быть достойнее Той, Которая ныне чудесно произросла от бесплодного корня Иоакима и Анны, рождество Коей мы торжественно празднуем, так как оно является чудесным предварением величайшего таинства, т. е. рождества Слова во плоти, и ради Коей устроено нынешнее всенародное и божественное празднество? Ибо должно было предопределить Материю Создателя Ту, Которая от самого рождения Своего сохранила тело чистое, душу непорочную и помыслы праведные. Надлежало, чтобы Та, Которая с детства была приведена в храм и шествовала святыми путями, явилась истинным одушевленным храмом Даровавшего ей жизнь. Надлежало, чтобы Родившаяся чудесным образом от утробы не рождавшей и снявшая поношение родителей воззвала погибель праотцев, ибо сия отрасль имела избавить человеческий род от прародительского греха, безмужно родивши Спасителя мира и даровав ему плоть. Надлежало, чтобы Она, украсившись всею красотою души, явилась избранною невестою, достойною небесного Жениха, и чтобы, блистая различными видами добродетелей, как звездами, и нося Солнце правды, Она в таком виде была познана всеми верными и послужила одеянием Царя всех. О, чудо! Того, Которого вся тварь не вмещает, не тесно вмещает в себе девственная утроба; на Кого не смеют взирать херувимы, Того бренными руками носит Дева. Из утробы неплодной и нерождавшей исходит гора святая, от коей нерукосечно отсекся краеугольный многоценный камень, Христос Бог наш, Который Своею властию сокрушил державу демонов и царство ада. На земле изготовляется одушевленный и небесный сосуд, в котором Творец попалил божественным огнем начатки нашего смешения и истребил посев плевел, приготовив Себе таким образом чистое брашно.
Но зачем переплывать все море даров и благих деяний Девы, может сказать кто-либо из слушателей, который, под влиянием страха и любви, страшится и радуется, спокойно слушает и волнуется, опять молчит и говорит, смиряется и возносится? Я же, руководясь более любовью, чем страхом, с удовольствием продолжил бы пред вами свою речь, тем более, что вы со всею готовностью слушаете и все внимание свое сосредоточили на прославлении Приснодевы, но я не посвящен во все таинства Девы; к тому же время призывает к другому почетному делу Девы, – к совершению таинственной и бескровной жертвы, ибо воспоминание добровольных страданий Сына есть честь Матери, к сему нам и время приступить. Но Ты, Дево и Матерь Слова, мой покров и прибежище, чудесно родившаяся от неплодной, еще более чудесно возрастившая нам Начальника жизни, молящаяся за нас и предстательствующая пред Твоим Сыном и нашим Богом, соделай прославляющих Тебя чистыми от всякой скверны и греха и достойными небесного чертога, яви их в вечной жизни сияющими тройным светом Пресущественной Троицы и наслаждающимися дивным и неизреченным Ея созерцанием, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.