Слово митрополита Филарета (Вознесенского),
Восточно-Американского и Нью-Йоркского (+1985г.) на Петров пост.
Необходимость исполнять церковные законы и уставы.
Особые времена сейчас настали, возлюбленные братья! Особые потому, что когда вы сравните теперешние времена с тем, что было на Руси-Матушке раньше, то мы видим какую-то почти полную противоположность. В частности, сейчас идет Петровский пост. Но ведь из современных христиан православных очень многие даже этого не знают. Ранее, бывало в России, русские православные люди знали хорошо церковные уставы и правила и свою жизнь создавали, согласовывали с тем, как указывает нам Церковь жить здесь на земле, в этой земной жизни. А теперь, повторяю, иные не знают церковных правил. Да тут не только неведение и незнание, а непозволительная расслабленность христианина и даже — пренебрежительное отношение христианина к старым, добрым установлениям Церкви.
Когда-то Господь наш Иисус Христос сказал: скорее исчезнет небо и земля, — «небо и земля прейдут, нежели иота одна, черта едина из закона погибнет» (Мф. 5, 18), т.е., все о чем говорит наш православный закон, о чем говорит святое Евангелие, все это исполнится, а те, кто его не исполняют, будут прямыми ослушниками Божьего закона.
Посмотрите, как было дело в древности. Вот Церковь, например, прославляет святых мучеников Маккавеевых: всех братьев и их учителя старца Елеазара и мать их. Их мучитель подверг страшным мукам, пыткам, истязаниям — языческий царь за то, что они не соглашались вкусить ту пищу, которая запрещена Моисеевым законом. Другими словами, не соглашались нарушить пост, не соглашались вкусить той пищи, которую Церковь не разрешает вкушать. И они пошли на смерть.
Теперешние люди поразительно небрежно и спокойно говорят об этом, а истинные мужи веры, те кто в Бога веровал и Богу веровал, те на все указания и правила смотрели, как на нерушимую святыню, которую должно исполнять. Когда-то одного из подвижников у нас на Руси-Матушке спросили: почему Господь так явно иногда перестает благоволить невидимым Божиим благодеянием, Божьей милостью? Старец ответил:«Потому что люди перестают слышать Господа Бога, и в частности православные русские люди перестали соблюдать церковные посты». Это было когда-то а теперь совсем не похоже. Тогда все-таки много было людей православных, посты исполнявших, а теперь иногда и не найти. И не только теперь, в наше безвременье теперешнее. Когда-то известный русский писатель, философ, богослов, человек высокой духовной жизни, талантливый поэт и писатель Хомяков, всегда строжайшим образом соблюдавший все церковные последования и постановления, приехал в наш Петербург — столицу России. Он чувствовал себя, как в пустыне: никто не соблюдал постов церковных — никто! Он свое дело делал, но он соблюдал посты, всех поражал своей твердостью и настойчивостью. А теперь трудно найти людей, которые посты как должно хранят.
Будем помнить, возлюбленные, церковные уставы — Церковь ничего пустого, ненужного нам не предлагает, этого нет! И это доброе в нашей жизни предоставляет нам на выбор: человек может жить так, может и этак. Но есть законы церковные, которые все православные христиане обязаны соблюдать и исполнять. Вот одним из таких законов является закон о посте, когда Церковь призывает нас воздерживаться в определенные времена среди года. Православным христианином будет только тот, кто это соблюдает.
Как-то мы здесь приводили слова преподобного Серафима Саровского, который был великим постником. Он прямо сказал:
«Кто постов не соблюдает, тот не христианин!» Кем он бы себя ни называл, кем бы он себя ни считал, но он не христианин. Это вполне естественно, такое строгое суждение великого подвижника, потому что в какой же школе будут держать ученика, который игнорирует школьные правила? В каком учреждении будут держать служащего, который ни одного правила не исполняет? Так же Церковь имеет свои законы, свои правила. Повторяю, она многое нам предоставляет на наш выбор: образ жизни, занятие — она это благословляет, если христианин делает это по-христиански. А там, где она дает свои законы, там христианин должен, не рассуждая, подчиняться. Церковь все это нам предлагает на нашу же пользу, потому что послушание Церкви — одна из главных добродетелей. Аминь.