БЕСЕДЫ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (АМФИТЕАТРОВА), КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО (+1857Г.) В НЕДЕЛЮ 5-Ю ПО ПАСХЕ


БЕСЕДЫ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА (АМФИТЕАТРОВА), КИЕВСКОГО И ГАЛИЦКОГО (+1857Г.) В НЕДЕЛЮ 5-Ю ПО ПАСХЕ.

I

Егда убо разуме Иисус, яко услышаша фарисее, яко Иисус множайшия ученики творит и крещает, неже Иоанн (Иисус же Сам не крещаше, но ученицы Его), остави Иудею и иде паки в Галилею (Ин. 4, 1-3).

Иисус Христос, пришедши в первый раз во Иудею, проповедию и чудесами Своими великое множество привлек к Себе слушателей. Он повелел ученикам Своим крестить всех верующих в Него — почему не Сам Он крестил, о том сказали мы в прошедшей беседе. Божественная сила проповеди Его столь много действовала на простые сердца народа, что число верующих в Него и крещаемых превосходило уже число учеников Иоанна Предтечи. Сие-то самое возбудило в честолюбивых сердцах фарисеев зависть к Нему гораздо большую, нежели какую они имели к Крестителю, которого Ирод за безтрепетное обличение его беззаконий всадил в темницу. Спаситель, дабы утолить сию зависть фарисеев, оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Так Иисус Христос между всеми Божественными добродетелями Своими показал нам и достоподражаемый пример благоразумия и кротости.

Подобаше же Ему проити сквозе Самарию. Прииде убо во град Самарийский, глаголемый Сихарь, близ веси, юже даде Иаков Иосифу сыну своему. Бе же ту источник Иаковль (Ин. 4, 4-6).

На пути в Галилею надлежало Ему пройти чрез Самарию, ибо другого пути не было. Почему Он и пришел в один из ее градов, именуемый Сихарь или Сихем. Место сие замечательно в Священной Истории тем, что патриарх Иаков, умирая, завещал оное Иосифу, сыну своему; тут был источник, самим Иаковом ископанный, когда он, возвращаясь из Месопотамии в обетованную землю, остановился на сем месте.

Иисус Христос, мимоходом, и как бы без намерения, а по нужде, пришел в Самарию, дабы не соблазнить иудеев и не подать им повода к нареканию Его, что Он, вопреки их обычаям, имеет с самарянами, ненавистными им, сообщение. Он дал сие наставление и ученикам Своим, посылая их первоначально на проповедь: На путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 10, 5-6). И Апостолы не прежде оставили Иудею, как уже тогда, когда соотечественники их совершенно отвергли предлагаемое им спасение. Вам бе лепо, говорит Апостол Павел к иудеям, первее глаголати слово Божие; а понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во язык (Деян. 13, 46). С такою премудростию и Божественным благоразумием Иисус Христос устроял дело спасения человеческого. Но как Он пришел спасти не одних иудеев, а всех человеков, то и самое мимохождение Его чрез Самарию столько было плодоносно для самарян, что оно положило начало обращения их к истинной вере, как мы ниже увидим.

Иисус же утруждся от пути, седяше тако на источнице. Бе же яко час шестый(Ин. 4, 6).

Видите, братие, безмерное человеколюбие и глубочайшее уничижение Господа Иисуса. Господь сил, всемогущий, оставляет славу Своего всемогущества и приемлет на Себя все немощи естества человеческого, дабы восставить падшее и изнеможенное грехом естество наше, сообщив ему свою Божественную силу. Жаждая спасения нашего, Он ищет заблуждших овец и, ища, утруждается от пути; желая повсюду излить сокровища жизни и света, Своими святейшими ногами проходит грады и веси страны Израильской, не употребляя ни колесниц, ни коней. Пришедши к источнику Иаковлю, когда был час яко шестый, то есть около полудни, утружденный от пути, жегомы и зноем солнечным, сидит тако, без всякого покрова на голой земле, как бедный странник, не имущий, где главы подклонити; сидит, ожидая пришествия простой и грешной жены самарянской, дабы даровать ей спасение. Как верно святой Апостол Павел выражает сие состояние человеколюбивейшего уничижения Его: иже богат сый, обнища нас ради, да мы нищетою Его обогатимся (ср. 2 Кор. 8, 9).

Прииде жена от Самарии почерпати воду. Глагола ей Иисус: даждъ ми пити. Ученицы бо Его отшли бяху во град, да брашно купят (Ин. 4, 7-8).

Когда ученики Христовы отошли во град, дабы купить пищи для себя и для Учителя своего, и Господь остался один при источнике, тогда пришла из города простая женщина почерпнуть воды для обыкновенного употребления. И сие время Христос избрал, дабы иметь с нею наедине спасительное разглагольствие. Он просит от нее воды не столько для утоления жажды Своей, но дабы в душе ее возбудить святую жажду воды жизни вечной, дабы произвесть обращение ее, и чрез нее самарян к истинной и спасительной вере в Него.

Жена самарянская, казалось, по случаю пришла к источнику почерпнуть воды. Но Спаситель и сей по видимому ничтожный случай употребил к вечному ее спасению. И самое слабое орудие, какова есть жена, в руках Его послужило к обращению в веру целого града. Так Бог по большей части чрез слабые орудия производит величайшие дела и обыкновенные в жизни нашей случаи употребляет к произведению необыкновенных перемен. Так премудрость и любовь Его не пропускает ни одного случая ко спасению нашему, только бы мы умели ими пользоваться.

Глагола ему жена самаряныня: како Ты жидовин сый, от мене пити просиши, жены самаряныни сущей? Не прикасаютбося жидове самаряном (Ин. 4, 9).

Самария, соседственная Иудее страна, принадлежала прежде десяти коленам израильским. Когда сии отведены были невозвратно в плен в Ассирию, тогда землю их по повелению царей ассирийских, населили жители из разных стран. Все они сперва были идолопоклонники, но впоследствии одним из священников иудейских научены были закону Моисееву. Они поклонялись и Богу Израилеву, и вместе кланялись ложным богам предков своих. По возвращении иудеев из плена Вавилонского самаряне всеми силами старались им препятствовать в построении Иерусалима и Храма Господня. А после, к досаде иудеев, сами себе построили храм на горе Хоразине. От чего между сими двумя народами вкоренилась непримиримая вражда. Иудеи так гнушались самарянами, что у них постановлено было законом не иметь никакого с ними сообщения. Посему-то жена самарийская с удивлением вопрошает Спасители: как Ты, будучи иудеанин, просишь пить от меня самаряныни? Но как Иисус Христос, Примиритель человеков с Богом и человеков с человеками, пришел спасти не одних иудеев, но всех людей, то с безпредельною благостию и грешницу самарийскую удостоил Своего собеседования.

Отвеща Иисус и рече ей: аще бы ведала еси дар Божий, и кто естъ глаголяй ти: даждъ ми пити; ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу (Ин. 4, 10).

Ежели бы ты, говорит Спаситель, знала дар Божий, дар спасения и жизни вечной, сокрывающийся во Мне; ежели бы знала, кто есть Тот, Который говорит с тобою — Спаситель твой и всех человеков — и просит у тебя пить, ты бы просила у Него сего дара, и Он дал бы тебе не сию воду, напаяющую тело, но воду живую, напаяющую и оживотворяющую душу.

Глаголы Ему жена: Господи! ни почерпала имаши, и студенец есть глубок: откуду убо имаши воду живу? Еда Ты болий еси отца нашего Иакова, иже дяде нам студенец сей, и той из него пит, и сынове его, и скоти его? (Ин. 4, 11-12).

Самаряныня по простоте своей не уразумела слов Спасителя. Она думала, что Христос говорит ей о воде живой, то есть текучей, какова бывает у источников, на поверхности земли открывающихся, которая обыкновенно лучше воды стоячей в кладезях ископываемых, каков был и кладезь Иаковль. Но слова Иисуса Христа произвели уже в душе ее благоговение к Нему, почему она и говорит Ему с почтением: Господи, Ты не имеешь почерпала, а кладезь сей глубок; откуда же возьмешь Ты живую воду? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам сей кладезь? И он другого лучшего не имел, а сам из него пил, и сыны его, и скоты его.

Отвеща Инсус и рече ей: всяк пияй от воды сея вжаждется паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин. 4, 13-14).

Спаситель, возводя понятие самаряныни от воды телесной и земной к воде духовной и небесной, к дарам благодати Духа Святого, которые Он пришел излить на верующих в Него, показывает ей разность той и другой воды. Кто пиет воду, из земли исходящую, тот утоляет свою жажду только на время, а после опять жаждет. Но кто сподобится вкусить и испить от воды, истекающей от любообильного сердца Господа и Спасителя своего, от сокровищей благодати Духа Святого, в Нем положенных, тот навсегда утолит жажду души своей. И одна капля сей животворящей воды в сердце его составит обильный приснотекущий источник для животворного напоения его во всю блаженную вечность.

Чтобы яснее уразуметь силу сего уподобления, представьте себе, слушатели, землю безводную среди знойного лета, которую не напаяет ни дождь, ни роса. Произрастения ее умирают в своем зародыше; ни древа, ни семена не приносят плода; труды земледельцев и вертоградарей остаются тщетны. Но когда на сию же землю Отец Небесный послет дождь Свой благовременно, тогда все принимает другой вид — все цветет, зреет и плодоносит. Человек в естественном состоянии греха, без веры, без благодати Духа Святого, единой возрождающей и оживотворяющей нас, мертвых прегрешениями, подобен земле безплодной. Душа его, не оживотворяемая Духом Святым, не способна приносить плодов дел истинно благих и богоугодных. Безпрерывное стремление к счастию, врожденное в естество наше, безпрерывно производит в сердце его жажду лучшего. Томимый сею жаждою, тщетно он ищет насытить ее, удовлетворяя страстям своим, — ища насыщения, он умножает только свою жажду.

Так, братие! душа наша сотворена для Бога, только в Нем едином может она обрести свой покой, свою радость, свое блаженство. Тогда только насытит она безмерные желания свои, когда, возрожденная, очищенная и украшенная дарами Духа Святого, соединится на всю вечность с Богом своим: насыщуся, говорит царствующий Пророк, внегда явитимися славе Твоей. Для сего-то насыщения жаждущих душ наших Спаситель, вися на кресте, попустил сотнику пробости (пронзить. — ред.) копием живоносные ребра Свои. — Копие открыло любообильное сердце Его — сокровище всех благословений Отца Небесного, всех даров Духа Святого. Из Божественного сердца Его излилась кровь и вода — кровь для умилостивления о нас правды Божией и для освящения душ наших и вода для напоения жаждущих и иссохших сердец наших. Да притекаем к Его милосердию с верою и любовию и просим у Его благости сей животворящей воды, да будет она и в наших бедных душах источником воды, текущей в живот вечный. Аминь.

 

II

Тайны Царствия Божия разумеваются единою только верою. Как без очей телесных нельзя видеть предметов, наружным чувствам нашим подлежащих, так без веры, которую весьма справедливо называет святой Златоуст оком души возрожденной, не можно видеть невидимых таин Царствия Небесного. Жена самарийская хотя удостоилась собеседования с Самим Христом Спасителем при источнике Иаковле, как видели мы в прошедшей беседе, но доколе Спаситель не произвел еще в душе ее живой веры, дотоле она не понимала слов Его. Иисус Христос сказал ей: всяк, пияй от воды сея, вжаждется паки, а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный. Жена просит у Него сей воды, но не разумеет, какую воду обещает даровать ей Спаситель.

Глагола к Нему жена: Господи, даждъ ми сию воду, да ни жажду, ни прихожду семо почерпати (Ин. 4, 15).

Не понимая, что Спаситель говорит о воде небесной, о дарах благодати Духа Святого, напаяющих и оживотворяющих души верующих, самаряныня просит у Него воды земной для того только, чтоб не иметь жажды и избавиться от труда для почерпания приходить к источнику. Но человеколюбивейший Господь Иисус, желая даровать ей спасительную веру в Него, изобретает другое к тому средство.

Глагола ей Иисус: иди, пригласи мужа твоего, и прииди семо (Ин. 4, 16).

Всеведущий Спаситель предвидел, что она на сие будет отвечать и что ответ ее подаст Ему случай открыть тайны сердца ее, дабы она, увидев в Нем Сердцеведца, уверовала в Него и, уверовав, получила обещанную ей животворящую воду благодати Духа Святого. Что и случилось. Ибо: 

Отвеща жена и рече Ему: не имам мужа. Глагола ей Иисус: добре рекла еси, яко мужа не имам: пять бо мужей имеля еси; и ныне, егоже имаши, несть ти муж. Се воистину рекла еси (Ин. 4, 17-18).

За простого человека почла самаряныня Господа Иисуса и хотела скрыть от Него свои грехи и беззакония. Потому и сказала Ему, что она не имеет мужа. Но милосердый Спаситель с безпредельною кротостию обличает тайны ее сердца, дабы произвесть в нем покаяние. Ты истину сказала, говорит ей, что не имеешь мужа, ибо ты имела доселе пять мужей, и тот, которого теперь имеешь, не есть твой муж. Столь милосердым обращением с грешницею Иисус Христос показал, что Он воистину пришел спасти грешников и что двери Его милосердия никогда не затворены ни для одного грешника, истинно раскаивающегося во грехах своих. Примеры сего безпредельного снисхождения Его к бедности человеческой, столь многие во Евангелии, по намерению Его должны производить в душе каждого из нас несомненную надежду на Его милосердие, что Он всегда готов принять нас в Отеческие объятия Свои, ежели мы всем сердцем обратимся на путь истины, указанный нам словом Его. Но горе тому, кто из сего милосердия делает себе возглавие безпечности и думает получить спасение и жизнь вечную, утопая во грехах и не обращаяся от пути, ведущего в погибель. Сие есть верх безумия. Не так поступила самаряныня, как мы увидим ниже.

Глагола Ему жена: Господи! вижу, яко пророк еси Ты. Отцы наши в горе сей поклонишася; и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает (Ин. 4, I9-20).

Когда Иисус Христос открыл сердечные тайны самаряныни, тогда она почла Его за пророка. И, как пророку, предлагает Ему на разрешение, которое поклонение правильнее — самарянское ли, или иудейское? Самаряне, как мы заметили в предыдущей беседе, приносили поклонение и жертвы Богу на горе Хоразине, где прежде построен был для них и храм. А иудеи правильную имели причину утверждать, что место поклонения и жертвоприношений Богу есть Иерусалим. Ибо Бог для соблюдения в народе Своем Богослужения во всей чистоте и для предохранения его от обрядов идолопоклонства законом строго повелел ему: внемли себе, да не принесеши всесожжений твоих на всяком месте, еже аще узриши, токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, во единем от племен твоих, тамо да принесеши всесожжения твоя, и тамо сотвориши вся, елика Аз заповедаю тебе днесь (Втор. 12, 13-14). Почему между сими двумя народами происходил о сем непримиримый спор. Но как разрешает спор сей вечная Истина?

Глагола ей Иисус: жена, веру Ми ими, яхо грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу (Ин. 4, 21).

Пришедший восстановить истинное и вечное поклонение Богу, Искупитель рода человеческого отвергает и мнение самарян, и мнение иудеев. Он уверяет жену, что наступило время, в которое не только суетное и ложное поклонение самарян в горе Хоразине должно уничтожиться, но и жертвоприношения иудеев во Иерусалиме, как прообразовательные и установленные Богом до времени принесения Себя в жертву на кресте Сына Божия, по необходимости, должны окончиться. А потому и всякий спор о местопоклонении Богу будет совершенно лишний. Но как образ поклонения иудейского установлен был законом Божиим, хотя только на время, и долженствовал уничтожиться пришествием Мессии, то Спаситель и дает ему преимущество пред ложным поклонением самарян.

Вы кланяетеся, егоже не весте; мы кланяемся, егоже вемы: яко спасение от иудей есть (Ин. 4, 22).

Поелику самаряне хотя покланялись Богу Израилеву, но почитали Его не Богом всей вселенной, а только Богом их страны, а притом вместе кланялись и идолам предков своих, ассириан, как говорит об них Священное Писание: и бяху языцы сии боящеся Господа, и изваянным своим служаще (4 Цар. 17, 33), то Спаситель и сказал об них, что они не знают, чему и кланяются: вы кланяетеся, егоже не весте. Истинные же иудеи познавали Бога безпредельного, Творца и Господа всей твари, и Ему единому приносили жертвы, ожидая пришествия Мессии, то есть Христа, Который, по писаниям пророческим, долженствовал родиться от колена Иудова. Посему и поклонение таковых иудеев было истинное, хотя и несовершенное, и спасение, то есть Спаситель всего мира, от них произошло. Мы кланяемся, егоже вемы, говорит Христос, причисляя и Себя к иудеям, как от них рожденный по плоти, яко спасение от иудей естъ.

Но грядет час, продолжает Спаситель, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною; ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух естъ Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 23-24).

Спаситель, показав, что поклонение иудеев превосходнее есть поклонения самарян, уверяет самаряныню, что скоро настанет время, когда и место, и образ самого иудейского поклонения изменятся; когда истинные поклонники не в одном Иерусалиме, и не одними внешними жертвоприношениями, но на всяком месте будут покланяться Богу и Отцу духом и истиною. Ибо как Бог есть Дух, чистейший и святейший, то и поклонение должно приносить Ему духом и истиною. Под именем истинных поклонников разумеет Спаситель Церковь истинно верующих в Него, собранных от всех племен и языков, которой преданы от Него таинства, не прообразовательные и временные, как иудейской, но истинные и вечные; в которой повсюду воздвигнуты храмы для поклонения в них истинному Богу и для принесения на алтарях их единой, истинной, безкровной, духовной жертвы Тела и Крови Иисуса Христа. Сии истинно верующие во имя Его, возрожденные Духом Его Святым в купели крещения, сыны Божии по благодати, покланяются Богу, яко Отцу своему; то есть приносят Ему в жертву свой ум, покоряя оный вере Божественному Слову Его; приносят в жертву свое сердце, посвящая Ему всю силу и всю нежность любви своей; покланяются Богу истиною, то есть истинным и нелицемерным исполнением Его заповедей, которые, по словам Псалмопевца, суть истина; представляя на служение Ему не только души, но и телеса свои в жертву живу, святу, и благоугодну Господеви, как говорит святой Апостол Павел (Рим. 12, 1). И таким образом истинные поклонники, покланяяся Богу внутренно, вместе покланяются Ему и внешне. Ибо, по тесной связи души с телом, внутреннее поклонение без наружного быть не может. Чье сердце глубоко проникнуто чувством величества Божия и своего ничтожества, чувством безпредельных Его к нам милостей и нашего недостоинства, тот не может не преклонять колена свои и не повергаться пред Ним во прахе. Сам Спаситель Богочеловек целые ночи провождал в таковой молитве, а пред крестною смертию Своею троекратно преклонялся к земле с воплем крепким и со слезами, до кровавого поту моляся о нас Богу и Отцу. Кто думает и говорит, что он довольствуется внутренним поклонением Богу, а наружное почитает излишним, тот сим самым ясно показывает, что в сердце его еще нет благоговения, достойного Богу, и что он никогда еще не покланяяся Ему внутренно.

Глагола Ему жена: вем, яко Мессия прийдет, глаголемый Христос; егда Той приидет, возвестит нам вся (Ин. 4, 25).

Самаряныня, услышав о таком поклонении Богу, дотоле ей неведомом, хотя слова Спасителя почла истинными и Божественными, но еще не знала, кто Он таков. Почему и говорит Ему: я знаю, что приидет Мессия, то есть Христос, и когда Он приидет, тогда скажет нам и научит нас всему, как нам должно жить и покланяться Богу. Видя таковое прямое и искреннее расположение ее к вере в грядущего Мессию, милосердый Спаситель открыл ей, что Он есть Тот, Которого она ожидает.

Глагола ей Иисус: Аз есмь, глаголяй с тобою (Ин. 4, 26).

Великой благодати удостоилась самаряныня. Ибо еще никому Спаситель не говорил так ясно, что Он есть Христос, обетованный Мессия. Причиною столь особенного благоволения к ней, без сомнения, было то, что Господь Иисус предвидел ее искреннюю веру и то усердие, с каковым она первая будет проповедать Его самарянам.

И тогда приидоша ученицы Его, и чудяхуся, яко с женою глаголаше; обаче никтоже рече: чесо ищеши? или, что глаголеши с нею? (Ин. 4, 27).

Весьма благовременно возвратились ученики Христовы из града, куда ходили они купить пищи для себя и для Учителя своего, ибо Христос окончил наедине с самарянынею разговор Свой. Они удивлялись, что Спаситель беседует с женою самарянскою, вопреки обычаю иудеев, которые гнушались самарянами. Но из почтения к Учителю своему, не смели вопрошать Его, чего Он от нее требует и что говорит с нею.

Остави же водонос свой жена, и иде во град, и глагола человеком: Приидите и видите человека, иже рече ми вся, елика сотворих: еда Той есть Христос? Изыдоша же из града, и грядяху к Нему (Ин. 4, 28-30).

Видите, братие, Божественную силу слов Иисуса Христа, как Он из грешницы соделал верную и ревностную проповедницу Евангелия; как Он такое слабое орудие, какова есть жена, сотворил сильным и действительным к обращению в веру целого града. Видите и великость веры, и искренность покаяния самаряныни. Она пришла к источнику Иаковлю почерпнуть воды для утоления телесной жажды, но, вкусивши от животворящей воды благодати Христовой, забывает и свою жажду, и оставляет водонос свой, подобно как Апостолы свои сети, бежит во град и проповедует Иисуса всенародно. Смирение ее побеждает стыд: она рассказывает всем тайны сердца своего, которые открыл Христос, дабы и сограждан своих обратить к вере в Него. И проповедь ее столько была действительна, что привлекла ко Христу великое множество самарян. А история Церкви удостоверяет, что жена сия после того соделалась верною и святою христианкою и увенчалась мученическим венцом. Вот пример покаяния, веры и надежды на милосердие Спасителя.

Между же сим, моляху Его ученицы Его, глаголюще: Равви, яждь (Ин. 4, 31).

Между тем, то есть пока самаряне дошли до того места, где сидел Христос, ученики Его, зная, что Он не ел, просили Его, чтобы вкусил купленной пищи: Учителю, говорили, яждь.

Он же рече им: Аз брашна имам ясти, его же вы не весте. Глаголаху убо ученицы к себе: еда кто принесе Ему ясти? (Ин. 4, 32-33).

О духовном брашне сказал ученикам Своим Христос, но они, не понимая силы слова Его, говорили между собою: ужели кто принес Ему пищу?

Глагола им Иисус: Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя, и совершу дело Его (Ин. 4, 34).

Изъясняя предыдущие слова Свои, Спаситель говорит, что пища Его есть воля пославшего Его Бога Отца и совершение дела Его, то есть спасение человеческое. Пищею Своею назвал Он волю Божию для того, что она питает душу исполняющего оную, и чтоб показать, что Он большее имеет попечение о спасении человеческом, нежели сколько алчущие пекутся о пище.

Не вы ли глаголете, яко еще четыре месяцы суть, и жатва прийдет? Се глаголю вам: возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже (Ин. 4, 35).

Указуя перстом на великое множество самарян, шедших к Нему из града, Спаситель говорит ученикам Своим: вы ожидаете обыкновенной жатвы чрез четыре месяца, а Я вам показываю жатву духовную и небесную, то есть обращение человеков в веру; возведите очи ваши и видите, что сии духовные нивы уже побелели и созрели к жатве.

И жняй мзду приемлет, и собирает плод в живот вечный, да сеяй вкупе радуется и жняй (Ин. 4, 36).

Сими словами Спаситель показывает различие между телесною — земною и духовною жатвою. Кто пожинает жатву земную, тот собирает плод тлеющих и временный, а кто жнет жатву духовную, то есть обращает человеков от их заблуждений на путь истины, тот собирает плод вечный и нетленный, то есть вносит плод жатвы своея, который есть верующие, в блаженную и нескончаемую жизнь. В телесном земледелии не сеятель радуется, но жнец, который наслаждается плодом и своим, и сеятеля, а в духовном земледелии равно радуется и сеющий, то есть учащий, и жнущий, то есть обращающий в веру Христову братию свою.

О сем бо слово есть истинное, яко ин есть сеяй, и ин есть жняй. Аз послах вы жати, идеже вы не трудистеся: инии трудишася, и вы в труд их внидосте (Ин. 4, 37-38).

Как в обыкновенном земледелии часто случается, что иной сеет в поле семя, а иной плод пожинает, так и в духовном земледелии, пророки посеяли с великим трудам первые семена Богопознания и приготовили сердца к принятию Евангелия; Апостолы же, проповедию Евангельскою удобрив пророческое сеяние, пожали класы (колосья. — Ред.) веры от верующих во Иисуса Христа. Но равно радуются радостию неизреченного и пророки — сеявшие, и Апостолы — пожавшие.

От града же того мнози вероваша в Него от самарян, за слова жены свидетельствующия, яко рече ми вся, елика сотворих. Егда же приидоша к Нему самаряне, моляху Его, дабы пребыл у них; и пребысть ту два дни. Н много паче вероваша за слово Его. Жене же глаголаху, яко не ктому за твою беседу веруем; сами бо слышахом, и вемы, яко Сей есть воистинну Спас миру, Христос (Ин. 4, 39-42).

Мы, Господи, веруем и исповедуем, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первые есмы. Но молим безпредельную Твою благость, отыми от нас сию веру, мертвую и безплодную, не производящую в сердцах наших ни истинного и всецелого обращения от путей наших лукавых к Тебе — вечной Истине и Жизни, ни плодов дел, благих и богоугодных, но даруй нам живую и всегда плодоносную веру, да благочестно, праведно и целомудренно поживем в настоящем веке; и когда приидет кончина мира, когда настанет всемирная жатва, милосердая десница Твоя да соберет и нас, недостойных, в блаженные обители жизни вечной. Аминь.