СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ФЕОФИЛАКТА (КУРЬЯНОВА), ПЯТИГОРСКОГО И ЧЕРКЕССКОГО
В НЕДЕЛЮ 11-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Во имя отца, и Сына, и Святого духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении перед нами открывается слово Божие, которое смотрит в самую глубину нашей жизни, живое слово, подобное трепетному нерву, способному передать нам важную силу. И наше призвание заключается в том, чтобы отзываться на это прикосновение.
И вот в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о прощении. Некоторый человек имел должника, и сам был должен. Так и мы живем в нашей обычной жизни, связанные разными обязательствами, потому что прикасаясь к жизни, мы всегда берем в долг: у Бога - самой жизни, друг у друга - доверия, кроме того есть и материальные долги. И вот царь решил сосчитаться со своим должником. Но тот был должен слишком много. И не потому царь давал ему вновь и вновь, что был человеком безрассудным, нет. Он был человеком любящим, человеком, который мог дать не для того, чтобы потом вернуть свое и лучше бы еще с прибылью, а дать как надежду - взрастет или нет, как сеятель бросает семя в землю не от алчности, а от веры, что должно взойти, но все на волю Божию.
И вот так много царь всеивал в своего раба, что долг был превосходящий всякие разумные человеческие меры. Царь был любящий и давал в долг своему должнику не для того, чтобы другим сказать: «Вот, он мне предан как раб теперь, никуда не денется, потому что все его — это мое. И пусть только куда-нибудь захочет деться, я все отберу у него, и он останется ни с чем». Царь так не думал, он просто любил, и когда видел нужду, вновь давал. Но видя, что его раб остается ленивым, он напомнил ему: «Верни мне то, что мне принадлежит, и я тебе давал», - этим призывом он как бы испытал его совесть - помнит ли он того, кто любит его, и как он его помнит?
Раб пришел к царю, упал в ноги и начал плакать, и говорить ему: «Потерпи на мне еще, я все тебе отдам» Увидев эти слезы, он обрадовался, что в этом человеке есть живое семя, живой нерв. И простил ему все, как будто бы ничего ему не давал.
Когда должник вышел от царя, он встретил своего друга. Друг был должен ничтожно меньше теперь этому обогатившемуся человеку. Тот схватил его: «Верни мне мое». Друг ответил теми же словами, которыми только что несчастный раб умолял своего царя: «Потерпи на мне, я все тебе отдам». Но тот не захотел терпеть, друга отдал в темницу до тех пор, пока тот все не вернет. Знакомые этих двух людей пришли к царю и все ему рассказали. Царь призвал своего раба, прогневавшись на него, удивился его жестокосердию: «Но разве я тебе большее не простил? Неужели ты не мог простить меньше?», и наказал раба, вспомнив ему весь долг. Отдал его истязателям, мучителю.
«И так, - говорит апостол и евангелист Матфей в сегодняшнем Евангельском чтении, - Господь поступит с каждым, кто не прощает от сердца согрешений своему брату, своему ближнему».
Мне бы хотелось вернуться к повествованию этой удивительной, трогательной и трагичной истории. Итак, бывают разные долги. Пред Богом каждый из нас - должник. Мы живем не своей жизнью. Все, что мы видим, и к чему прикасается наша жизнь - все дано нам. Бог от нас не требует возвращения долга. Он лишь только ждет от нас благодарного сыновнего отношения к тому, что мы имеем, потому что Бог все то, что мы имеем, дает нам не для того, чтобы нас держать около Себя. Нет, Он дает так, как отец, чтобы жил Его сын, Его дочь. Он дает с любовью, взамен ища только одного - благодарности.
В чем может быть наша благодарность Богу за Его милости? Открываем Евангелие — ищем ответ на этот вопрос: «кто ближнему сделал что-либо, тот Мне сотворил». Как ты хочешь Бога благодарить? Ближнему делай. Давай, действуй, и знай, что Бог, видя твое действо по отношению к ближнему, как любящий царь все то, что дал тебе, навсегда тебе оставит и никогда больше не потребует.
При этом ближнему-то давать нужно намного меньше, чем Самому Царю. Но разве это, если говорить языком современным, не выгодно? Разве это не обогащает нас? Что случается на деле? На деле нередко, когда кто-то из тех, кто рядом с нами, неким образом начинает зависеть от нас, Боже мой, что с нами начинает происходить. Когда мы знаем, что кто-то от нас зависит, кто-то нам должен - здесь уже берегись. Если этот долг не верну прямым образом, то каждый раз этому человеку буду напоминать: «А помнишь, как я тебе тогда помог? А помнишь, как я тебе тогда сделал?» И так до бесконечности, до злобы, до ненависти. И не только этому человеку, но и другим: «Вот я ему столько всего, Боже мой, сделал». На кого тогда мы похожи? На того, кто не простил долгов, не оставил и не забыл их. А тот, кто не простил, тот отдан в руки мучителю. А кто же такие мучители? - бесы, страсти, грехи - они нападают на человека так, что начинают терзать его до глубокой боли. Сначала человек, памятуя о том, что кому-то что-то он сделал, к этому относится спокойно, но проходит время и его изнутри что-то начинает распекать до невозможной боли, хочется владеть и сжимать свою руку над жизнью другого человека все крепче и крепче. Хочется владеть им так, будто бы ты тот самый царь, который все тебе и дал, но только без любви.
И, Боже мой, сколько было сделано доброго, но сколько мало этого доброго выросло в других благодарным семенем. Сколько мало это доброе, что мы сделали, нас самих обогатило. Почему? Да потому, что не могли прощать, потому что не могли делать, и об этом больше не вспоминать, потому что всегда делали только для себя, потому что забывались, что все, что мы делали, нам дано Царем, который большее простил. И тогда Он отдает в руки мучителей. И тогда эти мучители нападают на человека, и тогда человек начинает стенать и говорить: «Ну, разве я другим не делал? Почему же теперь столько зла на меня обрушилось? За что же я теперь плачу? Почему же теперь я так одинок? Почему же теперь я так болею, разве я все не отдавал другим?» Нет. Потому что все, что ты отдавал, ты требовал обратно, требовал, никому ничего не прощая. И вот теперь в руках мучителя.
Сегодняшнее Евангельское чтение как нерв, который сообщает нам важное движение, побуждает нас к поступку. Может быть, сейчас здесь в храме, во время совершения Божественной литургии, кому-то из нас хватит силы, наконец, простить все то, что кто-то нам должен, и забыть то, что кому-то я отдал, хотя бы одному. Может быть, кому-то из нас хватит смелости, и решительности, и любви как Царю оставить все тому, кто так жаждет нашей милости. Дай Бог, чтобы такой силы нам хватило, Дай Бог, чтобы Суд Божий был милостив к нам, чтобы эта милость суда Божия была бы откликом на наше милосердие. Мы просим Господа простить нам и наши неправды и кривды. Но прежде, чем просить о прощении, сами простим, чтобы отпустив из своих рук то, что отдали, принять от Бога то, что дарует Он нам - несравненно большее, то, что здесь ценно, и в вечности этим приобретается Царство Божие. Аминь.
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 8 августа 2010 г.