СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ФЕОФИЛАКТА (КУРЬЯНОВА), ПЯТИГОРСКОГО И ЧЕРКЕССКОГО  В НЕДЕЛЮ 10-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.


СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ФЕОФИЛАКТА (КУРЬЯНОВА), ПЯТИГОРСКОГО И ЧЕРКЕССКОГО  В НЕДЕЛЮ 10-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!

В воскресный день, собираясь в храме Божием для того, чтобы совершить молитву, мы вместе с этим всегда размышляем о собственной жизни, ищем ответы на важные вопросы. Вопросы, которые постоянно встают перед нами, когда нам приходится делать выбор, ориентироваться в предстоящих событиях, когда мы стоим на пороге поступка, которого от нас ожидают или наши близкие, или само Небо.

И вот сегодня мы слышали свидетельство апостола и евангелиста Матфея о поступке одного человека, у которого тяжко страдал сын. Пожалуй, каждый родитель, когда заболевает его чадо, готов на самые отчаянные и смелые поступки. Когда в семье болен близкий человек, члены семьи готовы не досыпать и не доедать, лишь бы только своей посильной помощью послужить человеку, чтобы облегчить его страдания.

Также страдал и отец из слышанного нами сегодня Евангельского  повествования. Его сын был одержим нечистым духом. Это была болезнь не внешняя, которая бы мешала ему жить полноценной физической жизнью, — это была внутренняя тяжкая болезнь. Она проявляла себя не только духовными последствиями, но и физическими. Каждый раз в новолуние этот несчастный ребенок падал обессиленный и тяжко мучился, ибо бес, бывший в этом человеке, не давал ему и физического покоя. Отец приводил своего сына к ученикам Спасителя, апостолам, но они ничего не смогли сделать. Тогда он привел  несчастного ребенка ко Христу и начал просить Его исцелить сына, рассказывая о болезни.

И здесь Христос произносит удивительные слова: «О, род лукавый и неверный, доколе Я буду с вами! Приведите его ко Мне». Это самое главное и важное лекарство, о котором говорит Бог. Что же это за лекарство?

По своим человеческим силам мы нередко служим нашим ближним и тем, кто находится в особых испытаниях. Служим тем, чем можем. И от находящегося в таком состоянии человека можно услышать: «Я делаю все, что могу».

Но, оказывается, чтобы выздороветь, человеку надобно не только физическое прикосновение, но еще больше — прикосновение Того, Кто и есть источник жизни, прикосновение Самого Бога. Очень важно, когда мы своим состраданием и любовью поддерживаем человека, но это не наполнит человека в полной мере. Полной мерой может наполнить человека только присутствие Божие. И вот то самое лекарство, о котором говорит Христос: «Приведите его ко Мне». Это означает, что когда мы простираем свою любовь и заботу к ближнему, о котором переживает наше сердца и плачет душа, то наше переживание мы должны заключать в самом главном: чтобы этот человек прежде всего обрел Бога, чтобы его душа прежде всего была просвещена не нашим светом, но чтобы свет нашей любви стал началом на пути ко свету Божию.

Как нередко, когда происходит облегчение в жизни человека, мы напоминаем себе и другим, сколько мне пришлось пережить ради этого человека! А особенно бывает, когда этот человек, как будто поправившись, через некоторое время совершенно рассорился с нами. И тогда мы с особенной болью вспоминаем, сколько мы пережили ради него. И вот за свое доброе я получаю теперь такую горькую плату.

О такой любви Христос и говорит нам: «О, род неверный и лукавый!»

Нередко наше сострадание и любовь к человеку заключается лишь только в том, что мы, увы, любим его только для самих себя. Или внушаем ему силы, чтобы эти силы послужили нам к удовлетворению нашей радости, как будто бы забывая, что мы держим в руках цветок, который Бог нам дал, что перед нами бессмертная душа, созданная Богом. И всякое приложение нашей любви к человеку сильно только тогда, когда опирается на Бога. Тогда Бог так действует через нашу любовь, что наполняет человека совершенно.

Но что нужно сделать, чтобы такая любовь действовала в нас, чтобы мы могли любить без тоски, а для Бога? Для этого Христос, отвечая, подает нам второе лекарство: «Род сей лукавый изгоняется постом и молитвой». Всякая неправда, кривда, изгоняется только праведностью.

Святитель Феофан Затворник на эти слова восклицает следующее: «Удивительный человек, ты можешь изгонять духов злобы поднебесных только силою своей добродетели: постом и молитвой».

Что же это означает? Пост есть самоограничение, но не только ограничение себя в чем-либо. Пост — это навык иной жизни, в которой воздержание является основой. Когда мы физически заболели и обращаемся к доктору, то тогда, когда он исследует наше состояние, всегда говорит, что теперь вам придется отказаться от каких-то привычных вещей, связанных и с трапезой, и с физическими нагрузками. Он говорит нам, что теперь, в состоянии ослабленном, вам нужно ограничить себя. Но как же, — скажем мы, — ограничение себя даст силы?!

Именно! Всякое ограничение дает человеку самое главное — свободу. Через это ограничение человек становится свободным от своих привычных, нередко порочных привязанностей. Всякое ограничение делает человека свободным от безусловности того, к чему он так привык. А навык ограничения, поста, человека делает искусным в этой свободе.

Святой Феофан Затворник говорит, что пост — это внутренняя ограда. Но и внешняя ограда есть — молитва. Та молитва, которая не только соединяет человека с Богом, но действует в самом человеке.

Христос говорит нам, что «Царство Божие внутри вас есть». Но это Царство начинает сиять только тогда, когда в него проникают лучи Царства Небесного. Тогда оно, очищенное постом, как чистейший бриллиант, может источать само множество лучей благодати Божией.

Христос исцеляет мальчика, о котором просит его отец. Но вместе с мальчиком исцеляется и сам отец, понимая, что одного его страстного желания помочь, мало.

Важно, чтобы ты сам был наполнен тем, что желаешь дать другому. Ведь и мальчик этот был одержим нечистым духом не потому, что сам совершал какие-то тяжкие поступки, но потому, что жил в атмосфере нечистого духа.

Также как бывает, когда один приносит в дом некое злосмрадие, которое чувствует каждый, хотя и не каждый к нему прикасается. Дух нечистый действует через человека, прикасаясь к каждому, ко всему, где живет человек. Источником болезни сына, как ни ужасно, был сам отец, который не знал ни воздержания, ни молитвы. И через него нечистый дух, как злая собака, напал на самых близких.

Вспоминая учение святителя Феофана Затворника, который, удивляясь Промыслу Божию, говорит о человеке, который может избавить и себя, и тех, кто рядом с ним, от этого нечистого духа, разрушающего нашу жизнь.

Мы будем молить Бога, чтобы такой силой действовал бы каждый в своей жизни. Будем молить Бога, чтобы наша любовь к другому несчастному человеку созидалась, прежде всего, на своем подвиге поста и молитвы и через это Божия сила действовала бы и в нас, и через нас на тех, кого мы любим.

И, наконец, самое важное. Будем просить Бога, чтобы всегда это первое лекарство было для нас самым важным, чтобы мы могли привести человека не только к своей любви, но к любви Божией, чтобы мы могли внушить человеку веру не только в себя, но и во Всемогущего Бога. Только это даст человеку полную свободу и восстановление сил, и духовных, и телесных.

По молитвам святого Серафима Саровского, чью память мы сегодня светло торжествуем, Господь да дарует каждому из нас быть радостью друг для друга и своею жизнью свидетельствовать о Воскресшем Христе. Также как преподобный Серафим свидетельствовал: «Радость моя, Христос воскресе!». Аминь.

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 1 августа 2010 г.