Святитель Феофан Затворник. СЛОВО В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ.


Святитель Феофан Затворник. СЛОВО В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ.

        "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!", - такую умиленную молитвенную песнь влагает нам в уста Святая Церковь, начиная приготовлять нас к покаянию. Еще три недели до поста, и о нем, может быть, никто и не думает; но она издали указывает нам его двери и заранее хочет предрасположить к входу в нее. Хотя и нехотя, мы должны встретить время поста; но Церковь хочет, чтобы мы встретили и проводили это время, как следует. И вот, в нынешний день, в следующее воскресенье и далее, она внушает нам одно за другим назидательные правила в двух притчах.
        В позапрошлое воскресенье говорила нам Святая Церковь: всячески ревнуйте о добродетельном житии, но не гордитесь добрыми делами своими; потому что вы не можете их сделать столько, чтоб на них можно было окончательно основать надежду своего спасения. Потому, не ослабевая в доброделании, не полагайтесь на свою праведность. В прошедшее воскресенье Святая Церковь говорила нам: чистые только и святые войдут в Царствие Божие... Как вы не представляете себя Господу чистыми в неуклонном исполнении Его заповедей, то поревнуйте очистить себя от всякого греха слезами покаяния. Плачьте о грехах своих: как плачут о мертвом, чтобы выплакать у Бога помилование.
        Ныне же что она говорит? Ныне она живописует нам Страшный суд Божий и этим хочет послушных чад своих воодушевить на большие и большие труды, а нерадивых и беспечных пробудить от усыпления. Первым она говорит: трудитесь и не ослабевайте в трудах своих; ибо, когда придет Господь и все святые Ангелы с Ним, тогда поставит Он вас одесную Себя и скажет вам: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34). И с той минуты вы начнете вкушать блаженство, для выражения которого нет слов на языке человеческом. Тогда забудете все труды свои и скорби. А вторым, то есть нерадивым, говорит ныне Святая Церковь: непрестанно внушаю вам,- живите, дети мои, как жить следует истинным христианам, а вы не слушаете... Приглашаю вас к покаянию, а вы уши свои затыкаете от зова моего; говорю вам: плачьте о грехах, а вы не только не плачете, но издеваетесь над плачущими, издеваетесь даже над самым уставом покаянным, как и над всеми порядками жизни христианской. Убойтесь! Пройдет образ этого мира, явится строгий Судия и поразит вас гневным отвержением Своим: "Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41).
        Вот нынешней урок! Ясен он и полон, при всей простоте своей и краткости. И мне ничего не остается прибавлять к тому, кроме одного: запечатлейте образ суда Божия в уме и сердце вашем и всегда носите его в себе, не отрывая от него внимания вашего. Сами увидите, каким воодушевлением и какою готовностью на всякого рода труды исполнится дух ваш, если вы хотя малое попечение имеете о спасении души своей! С другой стороны, какой страх и какое сокрушение изольются в сердца тех, которые не совсем исправны, угождают страстям и предаются вольности. Можно сказать, что, если б каким-нибудь образом можно было глубоко запечатлеть в душе людей этот образ суда Божия, то все в непродолжительном времени сделались бы исправными ревнителями добрых дел. Ибо положите, что пришла бы верная весть с неба, что вот завтра или послезавтра придет Господь! Стал ли бы кто предаваться тогда утехам и забавам? Стал ли бы угождать своим страстям и творить грехи?.. Стал ли бы еще отлагать покаяние и свое исправление. Как ученики, для которых настает экзамен, о том только и думают, как бы приготовиться к экзамену: иной не спит почти и не ест, а не то, чтоб позволил себе еще и об играх и шалостях подумать,- так было бы и с нами, если б память суда Божия никогда не выходила из головы нашей... Только и заботы было бы у нас, как бы исполнить все требуемое Господом и тем угодными явиться Ему в час суда. Но то беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час суда, привыкли или дали себе на то право. Думает всякий: сколько уж времени я живу, все слышу: вот суд! вот суд!.., и нет доселе суда. Может быть, еще не скоро. Отцы наши, деды и прадеды тоже ждали суда, но вот еще и мы не видим его, спустя столько времени после них. Можно прибавить и еще более того: что вот уж 18 веков, как сказал Господь о суде и как ждут суда, и все нет его. Но что же из этого? Не было его до этого времени, но, может быть, не успеем мы выйти из храма, как придет Господь. Но Он придет, и никто не может сказать точно, когда Он придет. И вздохнуть не успеем, как Он явится.
        Ной говорил своим согражданам: перестаньте грешить, иначе -потопит вас Господь. Может быть, в начале проповеди иной и остепенялся, но потом, как прошло десять, двадцать, сто и более лет, всякий давал себе право не верить так долго не сбывавшейся угрозе. Но это неверие не отдалило же события. Пришел потоп и взял все... Может быть, за минуту до этого повторял свою проповедь Ной, и над ним смеялись, но все же исполнилось то, что положено Господом; иного, может быть, за смехом и потоп застал. Так и у нас есть немало людей, которые отдаляют час суда; иные, может быть, и не верят этому; но все это не отстранит суда, и будет минута, когда исполнится положенное Господом, - исполнится, когда не чаем, захватив нас внезапно. Во дни Ноя, говорит Господь, "ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех" (Лк. 17:27). Никто и не думал о потопе. Но потоп пришел внезапно и взял всех... Вот и мы едим, пьем, веселимся и хлопочем о разных делах, - о суде Божием и думать не думаем; но, может быть, он сейчас же придет и застанет нас, в чем есть. Ибо, "как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24:27).
        А мы отдаляем от себя это решительное время и отдаляем на неопределенное время, так что и конца будто не видно, когда это будет. Но вот что: отдаляйте суд Божий, на сколько хотите. Может быть, и в самом деле не скоро еще придет Господь судить живых и мертвых; но какая же от этого нам выгода или послабление?.. Все же Он придет и будет судить именно нас и судить без лицеприятия, по закону Евангелия, нами воспринятому. Все же наш долг быть истинными христианами от того нисколько не умаляется. Хоть сейчас, хоть чрез тысячу лет придется нам стать на суд, все же придется, и на суде том мы будем давать отчет в употреблении настоящих часов, дней и лет, действительных, а не будущих, воображаемых. Так не лучше ли нам всякий час держать себя так, как бы Господь сейчас имел явиться, или, лучше так, как бы мы стояли уже на суде. О, если бы Господь дал нам в такое настроение привести ум свой! какая ревность о святости начала бы тогда снедать нас? Враг знает силу сего помышления и всячески выбивает его из головы нашей разными благовидными предположениями! Но, братья, умудримся противопоставить всем его козням одно простое рассуждение. Скажем ему: "Пусть не скоро суд, но ведь если можно отсюда извлекать какую-либо поблажку, то это тем только, кои могут быть уверены, что час смерти их совпадает с часом суда отдаленного; нам же что из того? Вот ныне или завтра придет смерть и покончит все наше и запечатлеет собою участь нашу навсегда, ибо после смерти нет покаяния. В чем застанет нас смерть, в том предстанем мы и на суд. Застанет нас смерть нераскаянными грешниками, - грешниками нераскаянными узрит нас и Судия праведный и осудит. Застанет нас смерть кающимися о грехах и ревнующими о добре,- такими признает нас и судящий Господь и помилует. Но когда придет смерть наша, никто того сказать нам не может. Может быть, еще минута, и всему конец... и пойдем мы к престолу Божию, и услышим от него приговор, которого уже никто переменить не может". Такое разсуждение противопоставим лукавому врагу, который мыслию об отдаленности суда Божия покушается затмить в уме нашем картину этого суда и тем расслабить ревность нашу. И в самом деле, что пользы за горы отдалять время Страшного суда, когда смерть, не меньше его грозная и решительная, стоит у нас за плечами? Покоримся же, как дети послушные, спасительному внушению матери нашей - Церкви! Наполним свою память картиной суда Божия и не будем отрывать от него своего внимания! От суда веет не одним страхом и ужасом... Он может подать и обильное утешение. Ибо там будет сказано не одно: "идите... проклятые" (Мф. 25:41), но и другое: "приидите, благословенные" (Мф. 25:34), и последнее прежде первого. Надобно только, помышляя о суде Божием, так устроить жизнь свою, чтоб не попасть к козлищам, а к овцам. А для этого что нужно?.. Заповеди Божии исполнять со всею ревностию, а если в грехи какие впадем, каяться о том и плакать, постоянно уговаривая душу свою такими песнями церковными:
        "Живущи на земли, душе моя, покайся: персть во гробе не поет, прегрешений не избавляет. Возопий Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя".
        Доколе, душе моя, пребываеши в прегрешениих? Доколе приемлеши покаяния преложение? Приими во уме суд грядущий и возопий Господу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя!"
(тропари по 3-й кафизме).
        "Душе, покайся прежде исхода твоего, суд неумытен грешным есть и нестерпимый. Возопий Господу во умилении сердца: согреших Ти в ведении и не в ведении, Щедрый, молитвами Богородицы ущедри и спаси мя" (тропарь по 4-й кафизме). Аминь.

        www.st-nikolas.orthodoxy.ru