ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИГОРЯ ЧЕРНИГОВСКОГО И ИГОРЕВСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.


ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИГОРЯ
ЧЕРНИГОВСКОГО И ИГОРЕВСКОЙ ИКОНЫ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.


По материалам статьи из т. 21 "Православной энциклопедии", 2009 г.

     Игоревская икона Божией Матери (празд. 5 июня), чудотворная, согласно преданию, была моленным образом блгв. вел. кн. Киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147).
    В 1146 г. по смерти вел. кн. Всеволода Ольговича его брат кн. Новгород-Северский Игорь был объявлен вел. кн. Киевским. Однако киевляне тайно призвали на княжение Переяславского кн. Изяслава Мстиславича, который низложил Игоря с киевского престола и заточил в "поруб". Там князь тяжко заболел, и ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском монастыре. Его пребывание в монастыре было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед келейной иконой, которая впоследствии была названа "Игоревская" и почиталась чудотворной. В 1147 г., желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли кн. Игоря из церкви и убили. О молении кн. Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в "Повести о убиении блаженного Игоря" в рукописи Киево-Печерского патерика (XVII в.) из собрания ТСЛ (Бережков. 1893. С. 37-38. Примеч. 24).
    Празднование иконе совпадает с днем перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Позже образ был перемещен в придел ап. Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где находился до нач. XX в. (о чем упоминается в литературе, посвященной киевским святыням). В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.
    Игоревская икона (размер ок. 40?31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В нач. XX в. по заданию Комитета попечительства о русской иконописи художник А. Шинкаренко выполнил копию с Игоревской иконы (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н. П. Кондаковым (Кондаков. Т. 3. Рис. 121), дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.
    Игоревская икона - уменьшенный оплечный извод византийской иконы "Елеуса" (Умиление), по перенесении из Киева во Владимир получившей название "Владимирская икона Божией Матери". Создание уменьшенных вариантов чтимых икон восходит к древней традиции (напр., поколенные, поясные и оплечные списки ростовой к-польской иконы Божией Матери "Одигитрия"). В изводе Игоревской иконы повторены основные особенности Владимирской иконы Божией Матери: наклон головы Богородицы, поза Младенца, положение Его правой протянутой руки, лежащей у плеча Богоматери, характерный силуэт изображения. Но есть и отличия: взгляд Богоматери отражает Ее созерцательно-молитвенное состояние, он не устремлен к предстоящему, как на Владимирской иконе; левая рука Младенца, которой Он на первообразе обнимает Богоматерь под мафорием, на Игоревской иконе не изображена. "По своей технике икона (Игоревская икона - Ред.), несомненно, греческого письма, но не столь древнего, как о том утверждает сохраненное за нею предание", "по особенностям личного письма напоминает Владимирскую, а охрение сходно с Иверской Афонской и некоторыми другими древними иконами" (Кондаков. Т. 3. С. 174-175). Самые ранние из известных списков Игоревской иконы - 2 иконы 2-й пол. XVI в. (обе в ГТГ: одна происходит из собрания П. М. Третьякова, другая поступила из ГИМ). Обе выполнены в Москве, возможно во времена митр. Макария (1542-1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.
    В лицевом "Житии прп. Сергия Радонежского", в т. ч. в композиции "Явление Богоматери прп. Сергию" (РГБ. Ф. 309/III. № 21/М. 8663, кон. XVI в.), в качестве келейного образа преподобного устойчиво воспроизводится извод Игоревской иконы. Возможно, такая икона была семейной реликвией прп. Сергия Радонежского, уроженца Ростовской земли, где в кафедральном ростовском Успенском соборе кн. Владимиром Мономахом был поставлен список киевской святыни, выполненный, по преданию, прп. Алипием Печерским (Гусева. 1998. С. ?).

    Литература: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Кiево-Печерской Лавры. К., 18312. С. 32; Каталог выставки VIII археол. съезда. М., 1890. Вып. 4: Зала 4-я: Собрание рукописей, книг старой печати, икон и крестов И. Л. Силина / Сост.: В. Щепкин. М., 1890. С. 16. № 38; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 175; Бережков М. Н. Блж. Игорь Ольгович, кн. Новгородский и Вел. кн. Киевский. Чернигов, 1893. С. 37-38. Примеч. 24; Лихачёв Н. П. Краткое описание икон собр. П. М. Третьякова. М., 1905. С. 5; он же. Ист. значение итало-греч. школы иконописи. СПб., 1911. С. 188; Кондаков. Иконография Богоматери. С. 172-175. Рис. 121; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 1. № 265; Т. 2. № 468, 782; Гусева Э. К. О нек-рых чтимых списках иконы Богоматери Владимирской // История и культура ростовской Земли, 1992. Ростов, 1993. С. 4-8; она же. Какой Богородичной иконе молился прп. Сергий // Церк. археология: Мат-лы 2-й Всерос. церк.-археол. конф., посв. 150-летию со дня рожд. Н. В. Покровского (1848-1917), СПб., 1-3 нояб. 1998. СПб., 1998. Вып. 4. С. ?; Соловьева И. Д. К вопросу о иконографии Богоматери Игоревской // История и культура Ростовской земли, 1993. Ростов, 1994. С. 110-115; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Кат. выст. М., 1995. № 12, 14: Чудотворный образ Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост.: А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 2001. № 21.


Э. К. Гусева

www.sedmitza.ru