Преподобный Иоанн Дамаскин.
СЛОВО ОБ УСОПШИХ В ВЕРЕ, О ТОМ, КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ИМ
СОВЕРШАЕМЫЕ О НИХ ЛИТУРГИИ И РАЗДАВАЕМЫЕ МИЛОСТЫНИ.
|
Преподобный Иоанн Дамаскин |
Древний враг, который уязвляется
братолюбием, раздирается верою, умерщвляется упованием,
поражается милосердием, внушил некоторым странную и
богопротивную мысль, будто все богоугодные дела,
совершаемые по смерти, не приносят никакой пользы для
умерших. «В Писании, говорят, сказано: приимет
кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2
Кор. 5, 10). Еже аще сеет человек, тожде и
пожнет (Гал. 6, 7). Во аде кто исповестся
Тебе (Псал. 6, 5)». А мы скажем таким
мудрецам: испытайте и уразумейте, что ужасны угрозы
Владыки всяческих, но неизглаголанно и человеколюбие
Божие; страшны осуждения, но и бесконечно море щедрот
Господних. Смотрите: Священное Писание говорит, что
Иуда Маккавей за грех каждого из павших в сражении
принес очистительную жертву Господу, готовому к
помилованию, и тем явил великое благочестие и
братолюбие свое (2 Макк. 12, 43-45), почему и Священное
Писание прославляет Иуду Маккавея, как за прочие деяния
его, так наипаче за это. А таинники и самовидцы Слова
не без причины, не напрасно и не без пользы установили
при страшных, пречистых и животворящих Тайнах совершать
поминовение о верных усопших, — что от конец до
конец земли владычествующая апостольская и соборная
Церковь содержит твердо с того времени даже доныне и до
кончины мира содержать будет.
Потому-то высокий созерцатель вещей божественных, святой
Дионисий, в тайноводственном созерцании об усопших,
говорит, что «и в сей жизни, а не только по смерти,
молитвы действенны для тех, которые достойны святых
молитв, т. е. для верующих (а выражение «не
только», без сомнения, здесь должно принять в таком
же значении как «тем более»). Молитва
испрашивает у Божественной благости оставления
прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о
вселении умерших во стране живых — в месте, от
которого удалена всякая скорбь, печаль и воздыхание,
— дабы божественное могущество по благости Своей
презрело нечистоты, обретшиеся в усопших по немощи
человеческой: ибо никтоже чист от скверны».
Златословесный Иоанн также учит: «если язычники
вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты,
верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение
не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно
тому, но дабы чрез него доставить большую славу
усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил
ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил
награды... Постараемся же оказывать чрез милостыни и
приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма
спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и
безрассудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от
премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах
приносил молитву об усопших в вере, если бы святые
апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза,
великое благо». Согласно с сим также говорит и
премудрый Григорий Нисский: «ничего без рассуждения,
ничего бесполезного не предано от учеников Христовых и не
принято вселенскою Церковью; но весьма богоугодное и
преполезное дело при божественном и преславном таинстве
— совершать поминовение о скончавшихся в правой
вере». Что же касается изречений: яко Ты воздаси
комуждо по делом его (Псал. 61, 13); еже аще сеет
человек, тожде и пожнет (Гал. 6, 7) и сим подобных,
то, без сомнения, они относятся к имеющему быть страшному
суду и концу мира, потому что тогда не будет места никакой
помощи, и всякое моление останется недействительным (тогда
где будут бедные? где священнослужители? где милостыни?
где благотворения)?
Итак, прежде наступления страшного часа будем помогать
друг другу и приносить жертвы братолюбия милосердующему о
душах Богу. Человеколюбивый Господь благоволит исполнять
прошения своих тварей, относящиеся ко спасению, и особенно
преклоняется не тогда, когда кто-либо подвизается ради
только спасения своей собственной души, но когда делает
сие и ради ближнего: ибо чрез это земнородный восходит к
богоподражанию (испрашивая даров для других, как милости
для себя самого), исполняет меру совершенной любви,
получает отсюда блаженство и вместе с душою ближнего и для
собственной души делает превеликое добро. Великий
подвижник и чудотворец Макарий, предложив вопрос сухому
черепу, узнал все касательно состояния усопших. Между
прочим, он вопросил: «ужели вы никогда не чувствуете
никакого утешения» (так как святой обыкновенно
совершал молитвы за усопших, то и желал знать, служат ли
молитвы в пользу). Милосердующий о душах Господь, восхотев
открыть сие и уверить раба своего, вдохнул слово истины
иссохшему черепу: «когда, ответствовал череп, ты
приносишь молитвы за мертвых, то мы чувствуем некое
утешение». Другой из богоносных отцов имел ученика,
живущего в беспечности, и когда сей был застигнут смертью,
то Господь после вознесенных старцем молитв показал ему
отрока, подобно богачу (упоминаемому в притче о Лазаре),
горящим в огне до шеи. Когда старец много скорбел о сем и
слезно молился Богу, то Господь показал ему отрока стоящим
в огне по пояс; затем, когда святой к трудам приложил еще
новые труды, Бог в видении старцу явил отрока свободным и
совершенно изъятым из огня. Но кто может исчислить все,
находящиеся в жизнеописаниях святых мужей, свидетельства,
ясно показывающие, что и по смерти приносят величайшую
пользу усопшим совершаемые о них молитвы, литургии и
раздаваемые милостыни, — что данное взаем Богу не
погибает, а вознаграждается от Него с величайшею лихвою?..
А что касается слов пророческих: во аде же кто
исповестся Тебе, то мы уже сказали, что ужасны угрозы
Всевидящего, однако их побеждает неизреченное
человеколюбие Господне. И после того, как пророк изрек сии
слова, было исповедание во аде, — исповедание тех,
которые во время спасительного сошествия Господа уверовали
там (поелику Жизнодавец спас не всех вообще, а тех, кои и
там уверовали). Мы говорим это, впрочем, не в опровержение
пророчества, а для того именно, чтобы показать, что
преблагой Господь побеждается Своим человеколюбием. Так,
хотя и было предсказано: Ниневия превратится (Иона.
3, 4), однако Ниневия не была разрушена, и благостью был
побежден суд. Также Езекии Господь говорит: устрой о
дому Твоем, умираеши бо ты и не будеши жив (Ис. 38,
1), но Езекия не умер. И о Ахаве было сказано: наведу
на тя злая; между тем Господь не навел зла, а сказал:
видел ли еси, яко умилися Ахаав, сего ради не наведу
зла во днех его (3 Цар. 21, 21. 28). Так и всегда
благостью будет побеждаться осуждение даже до последнего
воздаяния, когда не будет времени для помощи, и человек
останется только с одним бременем своим. Но теперь —
время купли, время трудов, — и блажен тот, кто не
ослабевает, не изнемогает упованием; наипаче блажен тот,
кто подвизается и за себя, и за ближнего.
Господу то особенно и приятно, чтобы каждый старался
помогать ближнему; Милосердый того и хочет, чтобы каждый
из нас благотворил другому и в жизни, и по смерти. Иначе
Господь не дал бы нам случая совершать поминовение усопших
при бескровном жертвоприношении, также совершать третины,
и девятины, и сорокодневные, и годовые памяти и службы,
— что без всякого прекословия кафолическая и
апостольская Церковь и ее благочестивые чада содержат
непоколебимо и несомненно. Если бы это было делом
бесполезным и тщетным, то из числа многих богоносных отцов
и учителей кому либо пришло бы на мысль рассеять обман;
между тем не только ни один из них и не подумал об
уничтожении сего обыкновения, а, напротив, все утверждали
его. К сказанному присовокупим следующее повествование.
Святой Григорий Двоеслов (коему, по преданию, во время
литургии сослужительствовал небесный ангел) однажды принес
усердную молитву к милосердующему о душах Господу об
оставлении грехов царя Траяна; тотчас к нему пришел от
Бога следующий глас: «молитве твоей я внял и Траяну
дарую оставление грехов; но ты впредь не приноси Мне
молитв за нечестивых» (Траян был причиною лютой
смерти многих мучеников)... Воистину, дивен Ты, Владыка, и
чудны дела Твои. Мы славим неизреченное Твое милосердие:
ибо Ты всегда подаешь случаи рабам Твоим свидетельствовать
свое братолюбие и твердое упование на Тебя. Ты чрез рабов
Твоих научил нас раздавать милостыни друг за друга,
приносить жертвы и молитвы, и притом не вотще и не без
пользы. Ты, благоизобильный, всем за приносимое во славу
Твою воздаешь сугубую мзду, и ничто совершаемое во имя
Твое не бывает бесполезно... Да не усомнится же, братия и
отцы, кто-либо, что все, приносимое Богу с верою, получает
многократное воздаяние и для того, кем приносится, и для
тех, за кого приносится. В самом деле, если кто-нибудь
хочет помазать больного миром или священным елеем, то
сперва делается причастным помазания сам (т. е.
помазующий), а потом помазует больного: так точно всякий,
подвизающийся о спасении ближнего, сперва получает пользу
сам, потом приносит оную ближнему: ибо не неправосуден
Бог, чтобы забыть дела, по слову Божественного Апостола.
Великий Афанасий в слове об усопших говорит следующее:
«Приносящий жертву за усопшего должен иметь в мыслях
то же, что имеющий малолетнего сына слабого и немощного и
с верою приносящий за него во храм Божий свечи и фимиам с
елеем: все это сжигает за отрока отец, а не сам отрок
держит и приносит (как бывает с отрицаниями и обетами при
Божественном возрождении). Также должно представлять себе,
что и усопший сам держит и приносит свечи, елей и все
дары, приносимые для спасения его; и таким образом
благодатью Божией не суетны будут усилия к достижению
того, к чему он стремится с верою, так как благоглаголивые
Апостолы, освященные учители и духовные отцы богоугодно
учредили литургии, молитвы и годичные воспоминания об
умерших, каковое обыкновение распространяется от восток
солнца до запад, на севере и юге в честь и славу Господа
господствующих и Царя царствующих».
Но, возразит противник: «если это правда, то все
спасутся, и никто не лишится блаженства». Пусть так.
И — о, если бы это исполнилось! Сего-то и жаждет и
хочет, о сем то и радуется и веселится Преблагой Господь,
да никто не лишится Божественных даров Его. Ужели ангелам
он уготовал награды и венцы? Ужели для спасения небесных
духов Он сделался человеком? Ужели ангелам Он скажет:
приидите... наследуйте уготованное вам царствие?
Все это уготовал Господь не для человека ли, за которого и
пострадал? А кто, составив пир и созвав друзей, не
пожелает, чтобы они все пришли и насытились благ его
(иначе для чего ему уготовлять и пиршество, как не для
того, чтобы угостить друзей своих)? И если мы об этом
только заботимся, то что должно сказать о великодаровитом,
всеблагом и человеколюбивом Боге, Который, раздавая и
подавая, радуется и веселится более, нежели тот, кто
приемлет и приобретает себе величайшее спасение?.. Итак,
кто сомневается в вышесказанном, тот пусть заметит
следующее. Каждый человек, имевший в себе малую закваску
добродетелей, но не успевший превратить ее в хлеб
(поелику, не взирая на свое желание, не мог сделать сего и
сверх чаяния был застигнут кончиною), не будет забыт
праведным Судиею, но Господь по смерти его возбудит
сродников и друзей его и преклонит души их к оказанию
помощи почившему, к вознаграждению опущений умершего. А
тому, кто вел жизнь порочную, ни мало не заботясь о душе и
в таковом состоянии был застигнут кончиною, — тому
никто не прострет руки помощи — ни родственники, ни
друзья: поелику Бог не призрит на него. Потому-то
благоглаголивый Златоуст поучает: «если ты в жизни
не успел благоустроить всего касательно спасения души
твоей, то по крайней мере при кончине заповедуй твоим
родственникам, чтобы они по смерти препроводили к тебе
твое, имение и оказали тебе помощь добрыми делами, т. е.
милостынями и приношениями. Таким образом ты уже и здесь
примиришься с Искупителем»... Но кто-либо скажет о
странных и бедных, не имеющих у себя родственников,
которые после позаботились бы о них, и не могущих оставить
части на совершение литургии и милостыни: «что же
(скажет) должны делать эти? ужели за то, что они бедны,
презренны и не имеют таких, которые попеклись бы о них,
они лишатся спасения? ужели Бог будет столь неправосуден,
что имеющему даст, а неимущему не даст ничего»? Да
умолкнет всякий, делающий такое несправедливое заключение.
Правосуден Владыка или, лучше и правильнее сказать, Он-то
и есть сама правда, мудрость, благость, сила. Посему, как
праведный, Он воздаст неимущему с избытком; как премудрый,
Он доставит способы к вознаграждению опущений; как
всемогущий, Он сокрушит крепкого и укрепит бессильное: как
благой, Он спасет создание рук Своих, исключая только тех,
которые явно принадлежат к числу отверженных, поправших
правую веру.
Потщимся же всемерно, чтобы в страшный и ужасный день
второго пришествия Господня присные не укорили нас в
небрежении о них, — наипаче те из нас, которым они
вверили попечение об их имуществе и оставили оное. И да не
подумает кто-либо, что на том страшном собрании мы не
узнаем друг друга: как деяния всех тогда будут открыты,
так и лица будут всем знакомы, пока совершится последнее
разлучение всех. Горе тогда будет всем стоящим ошуюю. Но
блаженны и преблаженны те, которых Господь поставит
одесную, и которые услышат благословенный глас.
Да сподобимся все мы, соблюдшие православную веру,
услышать сей глас и насытиться всех благ, красоты которых
око смертных не видело, ухо не слышало, сердце не
помыслило. Да будет сие, Господи Жизнодавче, молитвами
Всесвятыя Матери Твоея и невещественных и преславных Твоих
духов и всех святых Твоих, от века Тебе благоугодивших.
Аминь.
www.pravoslavie.ru