СЛОВО ПРОТОПРЕСВИТЕРА ВИТАЛИЯ БОРОВОГО (+2008Г.) В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ОТЦЕВ.
О принципе отцовства в историческом христианстве.

...Христианство — религия, в высшей степени историческая, в высшей степени корнями своими уходящая в историю, утверждающаяся на истории, проистекающая из истории.

Многие, не знающие подлинного духа христианства, люди неверующие, желают свести христианство к одним историческим явлениям, к проявлениям только человеческой истории, человеческой жизни, человеческого духа, человеческого воображения. Утверждают, что христианство возникло, как всякое другое движение, в определенных исторических условиях и является определенным этапом развития человеческой истории, а значит, имело свое начало, и будет иметь свой конец.

Дорогие братья и сестры! Церковь как раз во вторую неделю (воскресенье) перед Рождеством Христовым, в неделю праотцев, которую мы уже праздновали, и в неделю отцов, которую мы празднуем сейчас, утверждает, что христианство, как и всякое явление мировой истории, как всякое явление человеческого духа, конечно, имеет в себе чисто исторические, чисто человеческие, а значит, условные, временные элементы. Это совершенно верно, и это крайне необходимо, ибо Христианство, ибо Церковь, ибо Благовестие Христа не есть мечта, не есть какая-то фантасмагория, иллюзия, которую создали люди, неизвестно каким образом, взяв где-то, на каких-то небесах, которых никто не знает и никто не видел, — нет! Мы согласны, христианство — явление историческое, христианство есть проявление и закономерное развитие человеческого духа. Но вся суть, дорогие братья и сестры, в том, что мы утверждаем свои исторические лица, свою человечность и одновременно говорим, что это не только историческое лицо, это не сводится только к человеческому лицу, а это взаимодействие божественного и человеческого. Это — божественное откровение, действие Бога через Святого Духа в мире, действие Бога через воплощение Иисуса Христа. Это действие Бога нуждается, конечно, в исторической среде, нуждается в исторических условиях для своего развития, ибо люди живут на земле, ибо люди живут в истории. И поэтому воздействие Бога на историю происходит — и всегда происходило — как полное взаимодействие Бога и человека. Это есть как бы сотрудничество Бога и человека, где Бог указывает конечный путь, где Бог дает благодать, силу и милость, где Бог дает спасение и конечную истину, а человек, а человечество усвояет это и, на протяжении веков изменяясь, эволюционирует, развивается в этих чисто исторических формах и условиях, и совершается усвоение людьми Божественной истины, совершается усвоение людьми Божественного спасения и, наконец, как бы приобщение человека к Божеству.

Вот это взаимодействие исторического, человеческого, элемента и Божественного проникновения, Божественного наследия, Божественного откровения и явления в истории, мы и утверждаем перед Рождеством Христовым, в праздновании недели праотцев, посвященной памяти тех людей, которые жили от Адама до появления форм богопочитания и боговедения, до ветхозаветной церкви и религии, всех тех людей, которые своими путями, им только ведомыми, часто путем ошибок и заблуждений, но все же искали Бога и находили Его.

А сейчас мы празднуем неделю отец, то есть всех тех предков наших, которые жили уже во время существования организованной формы Божественного откровения, организованной формы богопочитания и боговедения, известной нам под именем ветхозаветной религии, Авраамова, а потом Моисеева завета Бога с человеком.

И, характерно, дорогие братья и сестры, что, когда мы празднуем это, когда мы вспоминаем наше происхождение, нашу историю от сотворения Богом человечества, от начала появления первых людей, первого человека на земле, то мы называем это неделей праотец и неделей отец. Это значит — мы утверждаем принцип отцовства как принцип и закон нормального развития рода человеческого.

Принцип отцовства — что это значит? Это значит, что род человеческий на протяжении многих столетий и тысячелетий своей истории существования на земле идет от одного к другому, от одного этапа к следующему, от одного поколения к следующему, и все, что человечество завоевало, все, что человечество сейчас может считать своим достижением — это не есть достижение и труд наш с вами, хотя и есть здесь какая-то наша доля, но это доля наша, этот труд наш, эти достижения наши, это знание наше, эта культура наша, это техника наша, все, чем гордится человечество — это все построено на органическом развитии прошлого, построено на трудах, на поте, на крови, на мысли, на лучших чувствованиях, на лучших идеях, устремлениях и достижениях бесчисленного количества поколений предыдущих. Без них мы ничего не могли бы достичь, без них мы были бы теми первобытными дикарями, которыми были вначале, на заре своей истории.

Таким образом, принцип отцовства означает, что человечество должно идти вперед, человечество не должно оплевывать свое прошлое, не должно отказываться от своего прошлого, не должно уничижать свое прошлое, не должно разрывать с прошлым. Ибо всякое пренебрежение прошлым ляжет тяжелым пятном на строительство будущего, которое невозможно без прошлого и настоящего.

Таким образом, Церковь утверждает это органическое, крепкое сцепление всей истории человечества от первого человека до нынешнего и до последнего, когда явится Господь Иисус Христос в славе Своей, чтобы призвать весь род человеческий на Страшный суд, когда будет новая земля и новое небо, как сказано, «в них же правда живет» (2 Пет 3:13). Вот это, дорогие братья и сестры, и есть смысл празднования недели праотец и недели отец. Мы празднуем наше утверждение в прошлом с тем, чтобы идти от настоящего к будущему, с тем, чтобы наше развитие было органическим, с тем, чтобы наше дерзновенное устремление в прошлое было нормальным, а не таким, когда хотят его опозорить, уничтожить, начинают хулить его и ничего не видят.

Дорогие братья и сестры, вот это есть закономерность, закон истории, закон не только Церкви и религии и богооткровенной веры, но закон всякой человеческой истории, закон нормального развития человеческого общества.

Дорогие братья и сестры, когда мы вспоминаем святых отцов, праотцев, великих предшественников наших, мы не должны понимать это в том смысле, что это там, тысячи лет тому назад были отцы, уважаемые, святые, великие, почитаемые, а сейчас — ничего подобного, сейчас вроде никого нет. Это неверно, это ложно, это гибельно — такое мнение. Отцы, которые были в истории, которые указывали путь человечеству, они были, есть и будут. Это праотцы от Адама до Авраама, которые сами искали Бога, создавали свои собственные религии, очень часто идолопоклоннические религии, но в которых были проблески истинного озарения, проблески честного поиска Бога. Это отцы от Авраама до Моисея, от Моисея до Иисуса Христа, которые жили в период Ветхого завета, в период богооткровенной религии Моисеевой и имели свое поклонение и свои подвиги. Это апостолы и их преемники, и первое поколение христиан, которое утверждало и распространяло благовестие об истине, спасении Христовом по всей земле. Это, наконец, отцы, которые созидали Церковь Божию святую с ее богословием, с ее богомыслием, с ее чудесной литургической жизнью, с ее благодатной таинственной духовной жизнью, мистицизмом, с ее религиозной философией, с ее основами канонического устройства — это наши великие отцы и учители Церкви.

Но церковь жила, история человечества двигалась и движется, и великие достижения отцов Церкви продолжались другими, хотя мы их и перестали называть отцами. Возьмите, дорогие братья и сестры, XIX век нашей русской церковной истории. Этот век XIX, начало XX века — небывалый расцвет, невиданный во всем мире расцвет богословской, религиозной, философской мысли, — такие достижения, такие гениальные постижения истины, которые сейчас все человечество восхищают, которые сейчас все человечество обогащают, только сейчас начинают это открывать. Разве это не отцы наши? И придет время, и церковь назовет их отцами; и придет время, и церковь зачислит их в бесчисленные огромные святцы: и иерархов, и богословов, и мирян, философов и учителей. Ибо это, действительно, одна из святынь не нашего, а общечеловеческого духа.

И, наконец, дорогие братья и сестры, в последнее время, когда церковь наша живет в совершенно других, радикально изменившихся условиях, разве наши десятилетия исповедания Христа, стояния за Его святую истину, разве это не есть самая высокая форма свидетельства отцов? Разве эти люди, которые свидетельствовали о Христе в нашем обществе в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е и, наконец, нынешние 70-е годы, разве эти люди не будут и не являются истинными отцами не только нашей церкви, но вообще Христовой Церкви во всем мире? И придет время, и церковь наша назовет их имена, как назван уже митрополит Московский Иннокентий. Я не стану сейчас рассказывать подробно о его жизни. Если мне Бог позволит, я посвящу этому отдельно мое слово. Но я только привел его в качестве примера, простого, недостаточного, малочисленного примера, когда церковь наша уже начинала называть имена святых отцов, живших в XIX веке, живших без малого 100 лет тому назад. И придет время, и церковь назовет имена отцов и исповедников, живших почти в наше время, и которые живут и, несомненно, будут жить и после нас.

Дорогие братья и сестры, вот это есть смысл того, что мы называем неделей праотец и неделей отец. Празднуя это, особенно сегодня, начиная новый 1978-й год, дорогие братья и сестры, посмотрим сами на себя, посмотрим, в какой степени мы причастны этому, в какой степени мы являемся свидетелями Христовой истины, в какой степени мы являемся достойными звания христианина, достойными исповедниками Христа. Посмотрим в себя, покаемся во всем, в чем мы недостойны, в чем мы грешны, в чем мы скверны, в чем мы являемся препятствием для нашего свидетельства о Христе. И испросим у Господа, испросим у святых отцов, великих святых предков наших: силы, мудрости, благодати, чтобы и мы были достойными.

Боже отец наших, помоги нам быть достойными их святого дела! Аминь.

1 янв. 1978 г.