ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА БОЙКО (+2002Г.) В ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ


ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА БОЙКО (+2002Г.) В ДЕНЬ ПЕРЕНЕСЕНИЯ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ.

О Нерукотворном образе Спасителя,  об иконах.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь вспоминает перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа из города Едессы в город Константинополь в 944 г. при императоре Романе. Что же это был за Образ, который так почтил император?

Предание Церковное повествует нам, что еще в то время, когда Господь наш Иисус Христос проповедовал в Иерусалиме, к Нему был послан из Едессы от царя Авгаря посол по имени Анания с письмом, в котором говорилось так: «Я слышал, что Тебя притесняют в Палестине, поэтому я предлагаю Тебе прийти в мой город, я разделю с Тобой свое царство, нам будет не тесно». И просил Спасителя исцелить его от недуга неисцелимого, от которого не могли избавить врачи земные. И просил Ананию Авгарь: «Если же Иисус Назарянин не захочет прийти, то по крайней мере нарисуй Его лик» — Анания был искусный художник

Спаситель, говорится по преданию, дал ответное письмо царю Авгарю, в котором обещал, что после вознесения Его на небо будет послан к царю Авгарю апостол Филипп. Анания старался написать Образ Спасителя, и не смотря на то, что он писал неоднократно портреты великих людей, однако Образ Спасителя у него не получался, потому что лик Спасителя — лик необыкновенного человека, а Божественный лик, который не поддавался описанию. Господь, видя тщетные труды этого Анании, сжалился над ним, взял у него этот кусок полотна, умыл лицо Свое и приложил этот кусок полотна к Своему лицу, отер его и возвратил Анании. И к своему удивлению и изумлению, художник увидел прекрасный лик Спасителя мира. И вот с этим Нерукотворным Образом Анания уехал к своему царю Авгарю.

После вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа апостол Филипп пришел в город Елессу и исцелил этого царя от его болезни. Образ Нерукотворный хранился как великая святыня в этом городе и охранял этот город от нападения неприятелей.

И вот когда воцарился на престоле вселенский император Роман, он возгорелся страстным желанием иметь этот Образ в Константинополе для защиты этого города. Поэтому он послал торжественную делегацию, взяли они этот Образ Спасителя и принесли Его в город Константинополь.

Чему же нас учит это повествование? Оно учит нас, возлюбленные братья и сестры, чтобы мы благоговейно относились к изображению Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Его Матери и святых угодников Божиих.

Ибо, как вы знаете из истории Церкви, по причине мусульманского нашествия было воздвигнуто гонение на иконопочитание. Ибо стали говорить, что это идолопоклонство. Даже византийские императоры были подвержены этому заблуждению и подписали указ об уничтожении икон. Поэтому многие православные христиане, особенно монахи, пострадали за почитание икон.

Наконец, на Седьмом Вселенском Соборе было сказано, что почесть к иконам, почесть к изображению переходит на первообразное, то есть мы своим телом кланяемся символу который изображает Спасителя или Божию Матерь — иконе, и этим самым выражаем свое истинное поклонение духом и перед тем, кто изображен на этом образе. Поэтому современники наши, которые не почитают икон, так называемые сектанты, они, подобно Арию, заблуждаются и грешат.

Вы знаете, когда апостол Лука написал изображение Пресвятой Богородицы, а он неоднократно его писал, то Пресвятая Дева Мария, взяв Образ в Свои руки, сказала: «С этим Образом Моя благодать и сила да пребудут во веки».

И действительно, мы на опыте видим, что Божия Матерь через Свою икону очень многим часто помогает. Не напрасно в нашей Святой Руси почитаются многочисленные чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Это явный признак того, что мы не ошибаемся в том, что почитаем святые иконы. Аминь.