СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ БОГОЛЮБОВА (+1953Г.) В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.


СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ БОГОЛЮБОВА (+1953Г.) В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.

День Святой Троицы — великий христианский праздник, радостный для верующих. Потому на Троицу в храмах и в домах молодые березки, зеленая трава на полу; в руках у христиан разнообразные цветочные букеты... В природе праздничное ликование. По всему видно, что день Св. Троицы для христиан — день особо высокоторжественный, в который стар и млад спешат в храм.

День Св. Троицы — это день завершения строительства Христовой Церкви. С этого дня Церковь — не «малое стадо» людей, верующих в Евангелие, не запуганных фарисейской злобой и не знающих, что делать без Христа.

Церковь со дня Сошествия Св. Духа на апостолов — это христианская община, внутренно сорганизованная, облагодатствованная всеми дарами Духа, до конца понимающая домостроительство Христово о нашем спасении, такою предстала миру Церковь после сошествия на нее Св. Духа в день Пятидесятницы.

Это исповедуют православные христиане и, торжествуя, поют: «Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно. Темже вопием Ти: Содетелю всех, Господи, слава Тебе».

Православные христиане не всегда отчетливо это понимают рассудком, но сердцем трогательно переживают то, что о сошествии Св. Духа на апостолов повествует евангелист Лука. А он повествует: «При наступлении дня Пятидесятницы, все апостолы были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2, 3).

Покорные Господу, апостолы не отлучались из Иерусалима до сошествия на них Св. Духа. В день Пятидесятницы они единодушно были все вместе. Были вместе для молитвы и взаимного назидания. Это — трогательная подробность.

Апостолы чувствовали, что духовно они одиноки в мире. Как верующие во Христа, они в то же время были ненавистны иудеям. И вот они жили одной родной семьей.

И Господь был с ними. Вдруг поднялся шум от ветра. Он наполнил дом, в котором собрались апостолы. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2, 3).

Удивительное сказание! На апостолов, которых Господь полагал в основание церковной организации, еще только складывающейся, Дух Святый сошел не тайным образом, а явно, при шуме ветра и как бы в виде огненных языков. Этому был свидетелем народ.

Это событие свидетельствует, что наступило время, в которое исполнились слова Божии: «На рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян. 2, 18). «И будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 21).

«Слыша это, люди умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи, братья? Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 37-38).

В приведенных выше словах апостол указывает христианам единственный путь для спасения во Христе. Чтобы спастись, надобно пройти ряд подвигов, начиная с покаяния. Кающийся должен исповедать Богу грехи свои и заблуждения, которые он делал в жизни без Христа. Потом креститься во имя Христово, то есть, как учит Евангелие, и, приняв Духа, стать членом Христовой Церкви.

Итак, для того, чтобы начать христианскую жизнь, надобно креститься, а по крещении принять Духа Святого. Без этого не может быть истинной Христовой Церкви. Что это так, — подтверждает Слово Божие. Вот некогда самаряне, по проповеди диакона Филиппа, крестились, но Духа Божия не приняли. «Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого; ибо Он не сходил ни на одного из них, а только они были крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8, 14-17).

Таково ясное свидетельство Слова Божия. Обращение людей ко Христу через покаяние и крещение не делает их еще членами истинной Церкви Христовой. Для того им нужно непременно принять дар Св. Духа. А эти дары Господь положил в Своей Церкви.

Вывод из сказанного ясен: для спасения и выполнения заповедей евангельских верующим надобно быть членами Церкви Христовой. А она и стала существовать со дня Сошествия Св. Духа на апостолов.


1952 г.