ПРОПОВЕДЬ АРХИМАНДРИТА ФЕОФИЛАКТА (БЕЗУКЛАДНИКОВА)  В НЕДЕЛЮ 5-Ю ПО ПАСХЕ.

Неделя о самарянке.

Христос Воскресе!

В этот воскресный день, когда мы продолжаем праздновать Пасху, нам было предложено евангельское чтение о самарянке, где повествуется, что Господь, проходя через Самарию, остановился у колодца. Этот колодец почитался в народе со времен ветхозаветного патриарха Иакова. И вот здесь Господь присел чтобы отдохнуть, а ученики пошли в ближайший город, чтобы купить еды. В этот момент приходит к колодцу женщина, самарянка, чтобы почерпнуть воды. Происходит  у нее с Господом диалог, из которого мы, братья и сестры, можем извлечь для себя ряд уроков. Господь говорит о жажде воды живой, текущей в жизнь вечную, о той благодати, исходящей от Бога, которая напояет человека по истине, так как ничто не может дать душе человека успокоения, умиротворения, насыщения — только благодать Божия. Но самарянка словно не слышит Его, не разумеет, говоря Ему: «Колодец этот глубокий, а у тебя и зачерпала, то есть, ковшика, нет, чтобы зачерпнуть воду. Как же Ты говоришь, что дашь мне воду живую»? Он, продолжая вразумлять ее, просит привести сюда своего мужа, тем самым подводя ее к пониманию того, Кто перед ней находится. Она говорит: «Нет у меня мужа». И господь отвечает ей: «Да, правду ты Мне сказала, потому что у тебя было пять мужей, и тот, который сейчас есть у тебя, тоже не муж тебе». Господь показывает тем самым, что Он является сердцеведом, что Он знает все и всех людей. И дальше женщина говорит: «Где, на какой горе молиться можно, на горе Гаризим или в Иерусалиме?», потому что шел спор между самарянами и иудеями, каждый говорил, что молиться можно только в определенном месте. И Господь говорит, что настало время, когда истинные поклонницы будут поклонятся Богу в Духе и Истине, что молитва может совершаться везде, во всякое время и на всяком месте. Господь вразумляет, чтобы мы не были как неразумные староверы, которые держатся абсолютно безосновательного сложения двуперстного или почитают только древние иконы. Или свое благочестие и святость связывают со старинными знаменными напевами, не понимая того, что Дух Святой постоянно живет в Церкви, животворит Ее. И вот Господь говорит об этом женщине-самарянке. В этот момент приходят Его ученики и с удивлением видят, что Господь беседует с женщиной,  но они ничем не выдали своего недоумения. Самарянка оставляет водонос у колодца и спешит в свой город — поделиться радостной новостью, потому что ее сердца коснулась Истина и зажгла это сердце. В городе, находящемся поблизости, она  говорит о Христе, о том, что она встретила Мессию и беседовала с Ним. Она явилась посланницей Христовой, Его служительницей, подобно святым апостолам. Ее можно назвать равноапостольной, потому что она возвестила жителям города о явлении в мир Христа. И действительно, люди пришли ко Христу, в отличие от жителей гадаринской страны, которые просили Христа покинуть их пределы. Так вот, в отличие от них, жители Самарии просили Христа остаться с ними, и Господь проповедывал им, пробыв с ними два дня, уча их Истине, вере, совершал чудеса. Жители, удостоверившись, что перед ними подлинный Христос, говорили самарянке, что уверовали не из-за ее свидетельства, а потому, что слышали и видели от Христа.

Братья и сестры, для нас тоже урок, чтобы каждый из нас верил не ради проповеди, услышанной в храме, не ради чьих-то рассказов, но должен уверовать в свой собственный внутренний духовный опыт. Свой собственный молитвенный опыт, опыт следования Истине, которая изложена нам в Евангелии,

До тех пор, пока у нас вопрос веры не перейдет просто из мировоззренческого вопроса в само существо нашей жизни, нас трудно назвать верующими людьми. Мы можем с чем-то соглашаться, можем войти в храм помолиться, но до тех пор, пока мы не начнем в молитвах горячо обращаться к Господу, как одна личность обращается к другой, наши отношения со Христом не станут личностными, до тех пор ничего не получится и ничего не произойдет. До тех пор пока у нас не будет такого опыта — наша внутренняя духовная жизнь не началась.

Именно об этом говорят жители самарянке: «Мы теперь имеем свой собственный духовный опыт, не только слышали твой рассказ, а сами вкусили, как благ Господь».

Вот к этому нас призывают, братья и сестры, сегодняшние евангельские слова — на деле следовать за Христом, слушать Его Божественные словеса, ходить в Храм Божий, уже осознавая необходимость этого и чувствуя сладость и вкус Божественной жизни.

Чтоб утехи мира, суета мирская нас не привлекали, потому что мы почувствовали нечто большее, более важное. Лучшее и в этой жизни и в жизни вечной. Аминь.

Христос Воскресе!

02.05.2010 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь