СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ БОРИСА БАЛАШОВА В ДЕНЬ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ РОССИЙСКИХ БОРИСА И ГЛЕБА.


СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ БОРИСА БАЛАШОВА В ДЕНЬ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ РОССИЙСКИХ БОРИСА И ГЛЕБА.

 

«Кто хочет идти за Мною...»

Божественный Логос — Слово Божие — Сын Божий ради спасения грешных людей воплотился, то есть принял человеческую природу от Пресвятой Девы Марии. Со дня Благовещения Божией Матери началось Его человеческое бытие. Тот, Кого Небеса вместить не могут, вместился в девическую утробу. И в этом — удивительное смирение Сына Божия, Творца мира видимого и невидимого.

Именно с этого события начал совершаться Божественный план спасения и возвращения к Богу заблудшего человечества. С момента воплощения началось и несение Креста Божественным Сыном Пресвятой Девы — Его служение делу спасения людей.

Задолго до страшных дней Страстной седмицы Иисус Христос неоднократно говорит Своим ученикам, что и им нужно нести свой собственный крест, идя вслед за Ним: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (то есть жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 24-25).

Одному юноше, который искал пути исполнения воли Божией, Иисус Христос говорит: Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк. 10, 21).

Почему же Иисус Христос не стал просто объяснять людям: делайте так-то, а так не поступайте? Почему Богочеловек не преподает учения о том, как облагородить земное наше бытие и жить благополучно, спокойно и счастливо? Ведь в душе каждого человека, независимо от его возраста, пола, культурного уровня и материального положения, есть стремление к счастью. Оно никак не обусловлено окружающей нас действительностью и нашим существованием на земле, оно исходит из души. Сам Иисус Христос не сказал, что счастье — это плохо и не достойно Бога. Но Он четко разделил настоящее счастье, которого никто и никогда у человека отнять не сможет — блаженства, от того, что часто люди только называют счастьем — материального благополучия. Стремление поставить во главу жизни достижение только сытости и материального благополучия Сын Божий называет безумием (см. Лк. 12, 20).

Человеку свойственно думать о будущем. И это хорошо. Но если первоклассник видит свое будущее только до окончания школьных выпускных экзаменов, не желая думать о том, что будет после школы, то это неразумно.

Так же и в нашей земной жизни, которая является школой для Жизни Вечной. Мы живем не только для того, чтобы питаться, размножаться и в итоге стать куском глины, на котором вырастет лопух. Мы живем, чтобы обрести бессмертие и Жизнь Вечную! Иначе земная жизнь лишается всякого смысла.

Начиная Нагорную проповедь, Спаситель обращается ко всем Своим слушателям и утверждает: блаженны, то есть подлинно счастливы, те люди, которые будут исполнять в своей жизни волю Божию (Мф. 5).

Да, именно для настоящего и вечного счастья — блаженства — создан человек. Но мир болен грехом, этой болезнью искажена человеческая природа, и телесная, и духовная. Поэтому необходим человеческий подвиг, чтобы с помощью Небесного Врача эту страшную болезнь победить. Эта победа должна совершиться уже в земном мире, в глубине человеческой души, в сердце человека.

В течение двух тысячелетий христианской эпохи множество людей вели не на жизнь, а на смерть эту битву, прекрасно понимая, что на войне нейтралитета не бывает и нельзя отсидеться в укрытии: ты или на той, или на другой стороне. И даже близкие люди, братья, оказываются по разные стороны фронта в этой битве за вечность. Яркий пример тому — судьбы родных братьев, Бориса, Глеба и Святополка. Все они дети одного отца — святого равноапостольного великого князя Владимира, просветителя Руси. Все несли одно и то же служение — княжеское. Они и военные предводители, и судьи, и гражданские начальники. Великое служение совершали князья, но вот вопрос: как и для чего они это делали?

Братья-князья Борис и Глеб нежно любили друг друга и считали целью своей жизни служение Богу княжеским трудом и личным подвигом. Известна, что Борис, Ростовский князь, был хорошим военачальником. Незадолго до своей трагической гибели он успешно оборонял рубежи Руси от Печенегов. Младший брат, Глеб, был еще совсем юн и усердно совершал свое кгюкение в Муроме. Оба они много сил отдавали духовна-нравственному просвещению народа. Заботясь о проповеди христианской веры, они сами были подлинными образцами благочестивой жизни.

Их старший брат Святополк, после кончины святого князя Владимира в 1015 году, занимает Киевский великокняжеский престол. Его цель — гордое стремление к карьере великого князя любыми средствами. Бог и люди его не очень интересуют. Он хочет жить для себя, иметь здесь, на земле, всю возможную славу, власть и деньги. Разумеется, такой человек не может поверить, что его братья мыслят иначе, чем он, что у них есть еще и иные ценности — духовные. Такой человек всех мерит своей меркой.

Братья Борис и Глеб, талантливые и умные князья, любимы народом. Поэтому Святополк ставит цель — устранить братьев, чтобы они не могли отобрать у него великокняжеский престол. Скрывая от них смерть отца, он призывает их срочно в Киев, сообщая, что князь Владимир тяжко болен. По его замыслу по дороге в Киев Борис и Глеб должны умереть от рук его слуг.

Святые братья относились к старшему своему брату с великим почтением, как к отцу. Старшинство брата Святополка и более высокое положение было для них нормальным, естественным. Они были государственно мыслящими людьми и искренними христианами, поэтому пошли на зов старшего брата, не веря в то, что слуги говорили им о предательских замыслах Святополка и смерти отца.

Князь Борис возвращался в это время из похода с большой дружиной, он мог бы повернуть своих воинов на Киев, как они ему сами и предлагали. Но это было против его совести. Для Бориса невозможно поднять руку на старшего в семье. Кроме того, спасать себя и мечом добиваться справедливости означает устроить кровавую междоусобную бойню. А он ради своего народа живет и трудится. Как же он может, спасая себя, проливать их кровь?

Борис отпускает войско домой и придает себя воле Божией. Его смирение в мире земном — это жизнь для Бога и ради Бога. Он свято помнит завет Спасителя: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Быть верным своей семье, своему народу, своему княжескому долгу для святого князя норма жизни. Поэтому он старается жить так, чтобы все совершаемое им было достойно вечности и бессмертной жизни в Царстве Небесном.

На что же рассчитывал князь Борис, отпуская войско домой? На чудо? На то, что Бог необыкновенным образом спасет его от неминуемой гибели? Нет. Он хотел быть верным Богу и своему служению, то есть несению своего креста до последнего вздоха.

Когда-то смерь все равно настигнет нас, и тут уж никакой доктор не поможет. Страшиться надо не смерти телесной, а смерти духовной — разлучения человеческой души с Богом. Конечно, если человек не живет в тесном общении любви с Богом на земле, то телесная смерть будет для него ужасной. И совсем не потому, что поставлена точка в жизни. Самое страшное в том, что никакой точки в человеческой жизни смерть не ставит, смерть есть дверь в мир иной. А вот что за этой дверью? Для многих, увы, это будет страшно. Страшно, в первую очередь, потому, что мы увидим сами себя не такими, какими помышляем, а такими, какими мы стали в течение всей своей жизни, со всеми своими грехами: предательствами, подлостями, гадостями, на которые сами всегда снисходительно закрывали глаза. На Страшном Суде мы предстанем со всем багажом своих мыслей, слов и дел. И все дальнейшее будет зависеть от этого выпускного экзамена. Вдруг окажется, что в школе вечности — земной жизни — мы самому главному не научились и ни на что другое мы не годимся, как только в геенну огненную.

Нам свойственно бояться смерти, ведь она противоестественна. Она есть последствие грехопадения. Но для христианина смерть — не конец жизни с Богом. Бог и в смерти нас не оставит, и укрепит духовно, и примет в Свои объятья с радостью...

Князья Борис и Глеб честно пред Богом пронесли свой жизненный крест до самого конца. Оба святых князя не дали злому чувству к своему старшему брату Святополку победить себя. Они остались во всем верными Богу и своему служению. А Бог всегда был верен им. После их мученической кончины стали совершаться многие чудеса от их святых мощей. Они стали первыми святыми, прославленными в Русской Православной Церкви.

Церкви был известен подвиг мученичества. Мученик (в переводе с греческого мартирос — свидетель) есть свидетель истинности православной веры и Воскресения Христова. Но святые Борис и Глеб не от язычников пострадали за веру, а от своего единоверного и единокровного брата. Церковь называет такой подвиг страстотерпчеством. Это перенесение невинны страданий, победа в душе над злом и страстями, верность Богу и своему призванию вплоть до мучений и смерти. В вечность святые князья Борис и Глеб вошли победителями и по сей день являются молитвенниками за Землю Русскую перед Богом.

Радость Святополка была короткой. Впоследствии он был лишен княжеского престола и бежал от гнева человеческого. Но куда убежишь от гнева Божия? Даже имя его на земле было покрыто проклятием. В историю он вошел со страшным прозвищем Окаянный.

Стремясь схватить побольше, человек забывает о самом главном. Что использовано для себя, то здесь, на земле, и осталось. Что отдано от всего сердца Богу и людям, то в небесном мире сохранилось и является нашей неветшающей ценностью. Так и Борис и Глеб, не желая пойти против старшего брата, который по законам рода должен был оставаться им вместо отца, отказавшись от братоубийства ради своего спасения, потеряли все земное, вплоть до жизни. Но все потерянное с избыткам восполнили они в Царстве Небесном. С честью сдали святые братья «выпускные экзамены» в школе земной жизни и обрели радость в вечности.

А как мы учимся в этой школе? Готовимся ли мы к самому главному экзамену? Лечимся ли от греха в Таинствах Покаяния, Причащения, исправляем ли жизнь здесь, на земле? Ведь последний звонок может прозвенеть внезапно...

2001 год