СЛОВО ПРОТОИЕРЕЯ БОРИСА БАЛАШОВА В НЕДЕЛЮ 8-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
Пять хлебов.
Сын Божий принес на землю Евангельскую весть о Боге и о Вечной Жизни. И словами и делами он возвещал ее людям.
На пустынном берегу Галилейского озера тысячи людей со своими семьями слушали проповедь Спасителя. Господь насыщал Своих слушателей словами, несущими Божию Любовь. Приближался вечер. Речи Христовы настолько согревали сердце, что люди забыли даже о пище, да и никто не взял с собой съестных запасов, так как не рассчитывал на столь долгие беседы с галилейским Учителем: Господь «сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Мк. 6, 34), «и требовавших исцеления исцелял» (Лк. 9, 11) .
После длинной беседы Спасителя с народом, когда... «настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14, 15-16). По у апостолов не было денег. Подготавливая их к совершению чуда, Иисус «говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Ин. 6, 5-б). Филипп резонно ответил, что нужна большая сумма денег, чтобы дать каждому хоть немного пищи. Апостолы стали думать, как быть? Тогда Андрей говорит: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества» (Ин. 6, 8-9)?
Апостолы по слову Спасителя, несмотря, казалось бы, на абсурдность поставленной задачи, стали все же искать возможность накормить этих людей. И нашли, но этой еды на двух-трех человек хватит голод утолить, а тут такая толпа народа! Однако они сделали, что могли. А дальше что?
Про найденные съестные припасы Иисус сказал: «Принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф. 14, 18-20). «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин. 6, 12-14).
На Востоке, в частности в Палестине, пекли хлеб тонкий и хрупкий, напоминающие армянский лаваш. Поэтому перед вкушением хлеб преломляли — разламывали на куски. Христос велел всем устроиться на траве. По восточной традиции ели полулежа — возлежали. Апостолы посчитали, сколько людей они должны были накормить пятью хлебами: «евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин ц детей» (Мф. 14, 21).
Без пищи люди не могут существовать. И душа, и тело созданы Богом для жизни. Верующий человек освящает молитвой всю свою жизнь. Поэтому молитва перед едой, как и перед всяким серьезным делом, совершенно закономерна.
Когда все приготовились к принятию пищи, Христос обратил Свой взор к небу, показывая, что Он совершает дело во имя Божие, благословил пищу и дал ее Своим ученикам, а те стали раздавать куски пищи народу. Господь благословил хлебы и рыбу, а ученики стали исполнять Его волю вопреки своим рассуждениям. Они поставили ум Христов выше своего. И что же? Все наелись. Может быть, эта эффект внушения? Ну, а откуда же набралось двенадцать полных коробов кусков от пяти ячменных хлебов? Это чтo — обман зрения или самовнушение? Даже если зрение обманывает, то все же двенадцать полных коробов немалый вес имеют, да к тому же все это произошло под пристальным взором более пяти тысяч человек. Чудо произвело сильнейшее впечатление на всех.
Примечательно, что набраннных коробов с кусками было по числу апостолов — двенадцать. Кто совершил чудо? Конечно, Христос, но руками Своих учеников. Так постоянно в Церкви уже два тысячелетия совершаются чудеса. И самые главные из них — это таинства Причащения, Крещения и другие, которые служат важнейшему чуду: спасению и обновлению человеческой души.
Люди оставили свои дома и дела и пошли слушать слова Христовы — насыщать себя духовной пищей. Поэтому Господь Сам позаботился о насыщении их пищей телесной. Но Он не ставил целью привлечь этим к Себе новых последователей, ведь Спаситель Сам отверг сатанинское искушение хлебами. Если люди пойдут за Христом потому, что ели хлеб и насытились, то у них не родится настоящая вера, которая должна быть основана на любви к Богу, а не на материальном интересе. А коли так, то не совершится и их спасение.
«Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин. 6, 14). Чтобы избежать попыток народны волнений, «узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6, 15), а Своим ученикам повелел «войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Мф. 14, 22-23).
Иисус Христос не дает возможности людям предаваться безудержным фантазиям о скором наступлении блистательного и могущественного царства Мессии и не оставляет учеников вместе с толпой народа, которая только что чудесным образом утолила свой голод. Уединение в пустынном месте ночью — лучшее условие для молитвы, для личного глубокого общения с Богом Отцом.
Для современного человека быть последовательным христианином нередко означает: получать не самую лучшую зарплату, не работать там, где сулят большую материальную выгоду. А как же жить тогда, как содержать себя и свою семью?
Люди, о которых мы только что читали в Евангелии, со своими семьями пошли за Христом. Они слушали, что Бог им говорил. А Господь Сам позаботился об их телесных нуждах. Правда, деликатесов они от Спасителя не получили: рыба, хлеб, а воды в озере на всех хватало. Но всего этого оказалось достаточно, чтобы укрепить телесные силы и не ощущать голода.
Много богатств земных можно приобрести, если потерять самое великое богатство — живую связь веры со Христом. Да только богатства эти много радости не принесут, да и скоро отнимутся.
Спаситель говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Если человек старается в первую очередь искать и исполнять волю Божию, то Бог помогает ему и в устроении земной жизни.
2008 год