ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ БОРИСА БАЛАШОВА В НЕДЕЛЮ 12-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ


ПРОПОВЕДЬ ПРОТОИЕРЕЯ БОРИСА БАЛАШОВА В НЕДЕЛЮ 12-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

                                            «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»

Что же является самым важным в духовной жизни человека? Если основываться на том, в чем кается половина людей на исповеди, то можно сделать вывод, что самое главное в жизни христианина — это вкушать ту или иную пищу в те или иные дни. А самые страшные грехи — это не прелюбодеяние и убийство, а употребление непостной пищи в постные дни. Вполне понятно... Однако такой взгляд на веру совершенно не соответствует словам Христа. (Из моих слов не следует делать вывод; что не важен пост.)

Что нужно делать и как нужно жить, чтобы иметь Жизнь Вечную. Люди, ищущие настоящей веры, думали об этом как две тысячи лет назад, так и сейчас.

Евангелисты Матфей, Марк, Лука передают разговор Иисуса Христа с одним богатым юношей о том, что является самым главным в Богооткровенной религии.

Ко Христу подбежал некий юноша с вопросом: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 16-17).

Благий — это добрый и любящий в совершенстве, без всякого порока и недостатка. Таков только Бог. Но поскольку этот юноша обращается ко Христу, называя Его Учителем, значит он воспринимает Иисуса лишь как обыкновенного человека и религиозного учителя.

Отвечая юноше, Спаситель не говорит, что Он не благ, Он помогает ему понять, как относиться к Себе — как к обыкновенному человеку либо как к Богу.

В Священном Писании Ветхого Завета были даны нормы нравственности, в частности, они четко выражены в десяти заповедях Моисеевых. Если... хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, говорит Господь (Мф. 19, 17).

Наряду с Откровением Божиим, записанньм в Священном Писании, иудейские книжники и ревнители отеческих традиций установили и тщательно соблюдали свои нормы поведения, так называемые предания старцев, содержащие множества мелочных предписаний, которые по сути не имели никакой нравственной и духовной ценности. Людям очень трудно было разобраться, что же самое важное в духовной жизни. Поэтому у юноши и возник вопрос: какие же заповеди самые важные? С этим вопросом он и обратился к Иисусу. Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19, 18-19).

Христос обращает внимание молодого человека на хорошо известные ему десять заповедей и перечисляет те из них, которые говорят об отношении к другому человеку. Причем подытоживает их также словами из Ветхого Завета о любви к ближнему, как к самому себе (см. Втор. 5, 6-21; Мф. 19, 19).

Юноша, скорее всего по-фарисейски, хотя и формально, но старался соблюдать заповеди: Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? (Мф. 19, 20). Евангелист Марк подчеркивает очень теплое отношение Господа к этому человеку: Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк. 10, 21) и сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф. 19, 21-22).

Этот богатый молодой человек полюбил Христа и доверился Ему. Это видно из того, что со своими самыми важными жизненными вопросами, мучившими его, юноша пришел именно к Нему и даже в чувстве благоговения пал пред Ним на колени (Мк. 10, 17). Вопрос, заданный Спасителю, говорил о том, что юноша действительно жаждет исполнить волю Божию в своей жизни. Раз так, раз уже есть определенный опыт исполнения заповедей и стремление сделать для Бога больше, Господь и дает ему такую возможность. Суть ее в том, что Бог должен стать для человека главной, даже единственной ценностью в жизни. Человек должен суметь так полюбить Бога, чтобы рядам с этой любовью ничего не соответствующего ей не было. А оказалось, что в этом-то и проблема. Любить-то юноша готов, но только так, чтобы рядом, на этом же уровне, стояла любовь к земным ценностям. Юноша понял величину и ценность любви к Богу, которая была предложена ему, и даже хотел бы иметь эту любовь. Это показывают его смущение и печаль, ибо он, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мк. 10, 22). Встать на путь самоотверженной любви он оказался не способен, об этом свидетельствуют его смущение и печаль, потому что сердце его уже было занято любовью к «сокровищам земным».

Услышав такие слова Спасителя о богатстве, ученики удивились. Ведь они с детства считали, что богатство и благополучие являются благословением Божиим. А Господь предлагает совершенно другую систему ценностей. Апостолы спросили: Кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 25-26).

Сам человек, какой бы он ни был, богатый или бедный, своими силами не может достичь спасения, его нельзя заработать, совершив определенный перечень добрых дел. Спасение — это дар Божией любви тому, в ком Он находит отклик на Свою любовь. А для Бога нет невозможного. И Христос пришел на землю во плоти не для того, чтобы усложнить людям путь ко спасению, а для того, чтобы этот путь открыть, сделав то, что невозможно людям. Именно для этого Сын Божий воплотился, жил, учил, пошел на крестную смерть и воскрес. А за Ним, по Его крестному пути, должен последовать и каждый в Него верующий.

Петр спросил о смысле служения апостолов, фактически отрекшихся от ценностей земного мира и воздаянии за него: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытия (Вечную Жизнь), когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 27-28), то есть в победившем Царстве Славы Божией они будут самыми верными и близкими помощниками Господа, потому что, живя на земле, научились выбирать главное и быть нужными и верными Богу даже до смерти.

Понимая, что ради спасения других человеческих душ в мире апостолы оставили свои семьи и своих близких, как врач оставляет своих жену и детей и идет спасать больных и умирающих, Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной (Мк. 10; 29-30).

Когда апостолы во время земной жизни Спасителя ходили с проповедью по земле Палестины, они никогда  не ночевали на улице, а везде себе находили приют, ночлег, еду и теплое отношение людей, которые делали это ради Бога. После Пятидесятницы, отправясь с проповедью к разным народам, они везде находили себе близких по вере друзей, братьев и сестер. Чужие дома дарили им уют и тепло. Любовь не родных по крови людей согревала их сердца — и это здесь на земле, в земной жизни. Какие же обильные дары Божией милости ждали их по окончании земных трудов!

Именно любовь к Богу освящает и делает полноценной земную любовь и земные ценности.

В одном фильме звучат такие слова: «Это дорога ведет к храму?» — «Нет». — «А зачем тогда эта дорога?»

Перефразируя эти слава, я бы сказам так: «То, что мы делаем, строим, созидаем, ведет нас по пути к Богу и Вечной Жизни? А если нет, то какой же в них смысл?»

Если земные дела, которые могут подчас казаться просто суетою, являются выражением любви к людям, то они имеют громадную ценность.

Если мы смотрим на земную красоту как на отражение красоты Вечного мира, мы правильно видим мир.

Все земные ценности могут многократно умножить свою ценность, если они используются в соответствии с волей Божией.

То ли мы ищем самое главное, что ведет к Жизни, то ли мы рассыпаемся на всякую мелочевку, проходя мимо единого на потребу, и идем к смерти. Тогда наша значимость будет определяться количеством удобрения для лопуха на собственной могиле.

2008 год