СЛОВО ИЕРОМОНАХА ГАВРИИЛА (БАГЛАЯ) В ДЕНЬ ПАМЯТИ ОБРЕТЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ПРОРОКА И ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всё чаще, всё отчетливее в дни Великого поста слышится в наших сердцах глас, возгремевший на водах Иорданских: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!» (Мф. 3, 2).

В ответ на этот призыв мы взываем к Богу: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» И наша мольба не остается не услышанной. Как только — еще в преддверии Поста — Церковь в лице ее верных чад стала стучать в двери милосердия Божия — а эти двери для грешника есть «двери покаяния» — Господь тут же обращает на нас Свой милостивый взор, и так говорит, ободряя нас: «Не бойся малое стадо, не бойся, что "весь мир во зле лежит" (1 Ин. 5, 19), взгляни на отца верующих — Авраама, который, слушаясь Моего повеления, вышел из земли Харран, покинул отечество свое и направился в землю обетованную (см. Быт. 12, 1) — в места для него незнакомые. Он шел туда, желая, лишь исполнить Божие повеление». Тебе же, душа, Христос обещает не плодородную землю, но Царство Небесное. Та земля лишь прообразовала Церковь Христову. Как тa земля давала обильный урожай, так душа, пребывая в ограде Церковной, начинает прозябать добрыми плодами. «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

Но как, мы видим тo в природе, образованию плода предшествует цветение — то же можно наблюдать и в жизни духовной. Прежде чем душа принесет плод —  в ней должно процвести покаяние. И, как садовые цветы, после опыления их пчелами, образуют завязь, из которой произрастает плод, — так и наше покаяние, осеняемое благодатью Всесвятого Духа, предшествует душевным добродетелям. Посему все святые, которые еще в земной жизни сподобились стать «причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1, 4), все они взывают, что нет иного пути, ведущего в Царство Небесное, кроме того, по которому все они, до единого, прошли. И путь этот есть покаяние. Как и всякий путь, он имеет начало, но простирается он бесконечно. Потому что покаяние — это не одномоментный акт, но дорога, ведущая в Жизнь вечную. И пусть нас не пугает, что путь этот узок и тернист (Мф. 7, 14). Для тех, кто «распяли плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24), путь этот становится дороже всего на свете: и не столько потому, что другие пути ведут в пагубу; сколько потому, что Свет Христов просвещает всех идущих путем покаяния.

Но и нас, братья и сестры, хотя мы не сбросили с себя иго страстей, хотя мы бываем обременены житейскими заботами, не оставляет милосердие Божие. Свет Христов просвещает и наши души, омраченные грехом. Видя нашу волю удобопреклонную ко греху, видя нашу привязанность к миру, видя наше неможeние — что сами мы не можем уже восстать со одра лености, стряхнуть с себя греховное покрывало — так вот, видя наше неможeние, Господь даровал нам особое время в кругу лета, которое мы зовем Великим Постом.

Оскудела наша вещественная трапеза, но взамен Всещедрый Бог открывает нам духовную сокровищницу. И для тех, кто черпает из этой сокровищницы, Пост становится не обременением, но окрылением. Пост помогает нам отложить всякое житейское попечение, чтобы принять в свое сердце Ангельскими невидимо дориносима чинми Небесного Царя.

Для того, чтобы мы смогли вместе с псалмопевцем Давидом взывать: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 56, 8) принять Тебя, — Церковь приводит нам на память примеры кающихся грешников: будь то мытарь, блудный сын или праотец наш Адам, который был изгнан из рая не столько за свой грех, сколько за то, что не  хотел покаяться в нем; когда же райские врата были затворены пред нашим прародителем, он горько оплакивал свое преступление. Нашему взору предстанут  величайших грешников, которых покаяние претворило в величайших праведников. Самый трогательный для нас пример — это житие Марии Египетской, а самый обнадеживающий — это покаяние благоразумного разбойника.

Сегодня же мы собрались в храм Божий, подобно тем израильтянам, которые стекались во множестве к Иоанну Крестителю, послушать его проповедь о грядущем вслед за ним Мессии. Обращаясь к собравшимся к нему иудеям, Иоанн Предтеча взывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Когда же,пострадав за истину радуяся, его праведная душа, разлучившись с телом, сошла во ад — и там Проповедник вкупе и Предтеча благовестил усопшим душам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Ныне же, предстоя в неизреченней славе Престолу Божию, великий Иоанн обращается к нам — пришедшим почтить его память: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Покайтесь, отымите лукавства от душ ваших, да примите оставление грехов. Покайтесь, видя примеры покаявшихся грешников; покайтесь, взирая на жизнь святых, которые достигли Царства Небесного не иначе, как непрестанно трудясь на ниве покаяния. Покайтесь, ибо нет иного способа избежать геенны огненной, где слышан плач и скрежет зубов нераскаявшихся грешников (Мф. 13, 42) ».

Что же мы скажем, братья и сестры, в ответ на призыв к нам Великого Пророка и Крестителя Господня Иоанна? Обратимся паки и паки к своей душе словами покаянного канона, который мы слушали на этой седмице в храме Божием: «Душе моя, душе моя, восстани! что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог молитвами Пречистыя Своея Матери, честнaго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и всех Своих святых». Аминь.

Произнесено 12 марта  2011 года