СЛОВО ИЕРОМОНАХА ГАВРИИЛА (БАГЛАЯ) В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Днесь благодать Святого Духа собрала нас в храме Божием молитвенно почтить память святого благоверного великого князя Александра Невского. Бог даровал ему Давидову кротость, Соломонову мудрость, Иосифово целомудрие и Сампсонову храбрость. Любовь его к отчизне стала примером для поколений русичей из рода в род. Верность его святому православию, как путеводная звезда, указывала русскому народу путь уготованный ему от Бога.

Чтобы вполне уразуметь подвиг Александра Невского, обратим наш взор сквозь толщу столетий в то время, когда жил благоверный князь. Еще до рождения князя Александра, произошло два значительный события, повлиявших на судьбу всего мира. В 1206 году далеко на востоке средь монгольских степей был созван Курултай, который избрал своим предводителем хана Тэмуджина, наделив его титулом Чингисхана — Великого хана. Именно этому человеку суждено было стать правителем половины мира. Монгольское войско, ведомое в бой Чингисханом, завоевало Китай, Персию, Среднюю Азию и Кавказ; опустошив русские земли, победоносным маршем прошлось по Европе.

А за два года до Великого Курултая произошло не менее значимое событие уже в западной половине мира. В 1204 году войско крестоносцев, собранное для защиты Святой земли от мусульман, вероломно захватило Константинополь. Столица Византийской империи была разграблена. Православный патриарх был вынужден покинуть Царьград и временно поселиться в Никее — городе, в котором проходили I и VII Вселенские соборы. Папа Римский Иннокентий III поначалу осудивший нападение крестоносцев на столицу христианского государства, вскоре не только одобрил это злодеяние, но и узаконил крестовые походы против православных государств.

Когда на Руси Великим князем был Ярослав Всеволодович, а сын его Александр был посажен отцом княжить в Великом Новгороде, две беды пришли на Русь — одна с Востока, другая с Запада. С Востока монгольское войско под началом хана Батыя вторглось в 1238 году в пределы нашей земли, разорив многие русские города. Узнав об этом, римская курия приказала шведскому полководцу Биргеру выступить с Крестовым походом против схизматиков — так называли на Западе православных христиан. Князь Александр встретил войско крестоносцев на берегу Невы. «Не в силе Бог, но в правде» — с этими словами повел в бой свою дружину князь Александр. Одержав 15 июля 1240 года знаменательную победу над шведами Александр получил в народе прозвище «Невский». Доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза Руси оставалась. Тевтонские рыцари усилили натиск на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. 5 апреля 1242 года Александр Невский разбил немцев на берегу Чудского озера.

Не сумев покорить Русь мечом, папа Римский направил посольство к князю Александру с предложением военной помощи против татар, требуя взамен подчинения Русской Церкви Римскому Престолу. Князь Александр решительно отверг это льстивое предложение, ясно понимая последствия, которые могли бы ожидать русскую землю. Следуя словам Господа Иисуса Христа: не бояться убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28) — князь Александр предпочел подчинение своей земли монгольскому хану, нежели римскому первосвященнику. И действительно, из истории мы знаем, что татаро-монголы требовали лишь политического подчинения, не представляя никакой угрозы для самосознания русского народа. У нас татары ассоциируются с мусульманством; однако, во времена Александра Невского войско татаро-монгол состояло преимущественно из язычников, буддистов и христиан-несториан. Основным принципом Великой Монгольской Державы была широкая веротерпимость, или даже более — покровительство всем религиям. В частности, и Православная Церковь в России сохранила полную свободу своей деятельности. Стараниями князя Александра в столице Золотой Орды в 1261 году была учреждена Сарайская епископия.

Нельзя, конечно, замалчивать тот факт, что множество книг и других произведений искусства погибло от пожаров во время татаро-монгольского нашествия; но сам русский дух был не сломлен; русская культура, как птица Феникс, возродилась из-под пепелища татарского опустошения.

Совсем другая судьба ждала бы нашу Родину, если бы князь Александр Невский обратил свой взор не на Восток, а на Запад. Александр увидел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада.

Два подвига увенчивают  святую душу благоверного князя Александра Невского. С мечом в руке он защищал свой дом от западных интервентов. Подчинение же Александра Орде иначе не может быть оценено — как подвиг смирения. Недаром и Степенная книга говорит, что «смиренную мудрость стяжал Александр паче всех человек». Подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром. Когда исполнились времена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот — измельчала, ослабла и обессилела, тогда стала уже ненужною Александрова политика подчинения Орде. Тогда политика Александра Невского естественно должна была превратиться в политику Димитрия Донского. Поэтому без преувеличения можно сказать, что наследием подвигов благоверного князя  Александра Невского явилась великая православная московская держава. Аминь.

6 декабря 2010 г.