Святой
пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует
о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «о жизни пророков». По преданию,
записанному святыми отцами1, родиной Аввакума
было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Виезахир.
Самое имя - Аввакум2, -
данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом
подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно
выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе,
строго соблюдал заповеди Божии, твёрдо стоял на пути добродетели, и был
удостоен от Господа дара пророческого.
Аввакум пророчествовал и жил после царствование
благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые
цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии3.
По свидетельству Священного Писания (2Пар.33:9; 4Цар. 21:2-10), в народе
Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал
слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым
гонителем невинных: он прилил весьма много невинной крови, так что наполнил ею
Иерусалим от края и до края (4Цар.21:16). По преданию, в числе невинных
пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие
обличители неправд и нечестия царя и народа.
Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен
Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им,
пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал
нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.
Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих
современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко
Господу:
- Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь меня,
буду вопиять о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство
и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и
поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так
как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный»
(Авв.1:2-4).
Так взывал пророк ко Господу, видя беззаконие людские и
ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие, Господь возвестил Своему
избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По
повелению Божию, пророк Аввакум предсказал Евреям такое страшное событие,
которому в его время даже трудно было поверить, - именно разрушение храма и
самого Иерусалима и пленение Вавилонское4.
Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь
избрал Халдеев5, - народ свирепый и
необузданный, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть
чужими селениями.
В трепетном ожидании грозного нашествия, пророк Аввакум
недоумевал: неужели праведный Господь попустит гордым и нечестивым Халдеем
совершенно истребить избранный народ Свой. В надежде, что наказание это будет
временным, он ожидал нового откровения от Господа и в своем молитвенном ожидании
был подобен стражу, зорко смотрящему вдаль с городской башни6,
чтобы возвестить о приближении врага. Он пламенно молил Господа спасти народ
Еврейский от рабства Вавилонского, как некогда Он спас его от рабства
Египетского, и ждал, что возглаголет ему Господь.
Тогда Господь открыл пророку Своему, что всё спасение
избранного народа среди этих бедствий заключается в вере, а гордые и
необузданные Халдеи сами должны будут испытать ту же участь, которую они
приготовили побежденным народам (Авв.2:4). После того пророк Аввакум, чтобы не
повергнуть соотечественников в отчаяние от предстоящего им испытания от Бога,
произнес притчу на погибель Халдеев, возвестив пятикратное горе угнетателям
(Авв.2:9-19). В этой притче он показал всё ничтожество идолов и могущества
Халдеев, пред величием Бога Истинного, шествующего во спасение людей Своих.
Пророк, в озарении свыше, предвещал, что Бог грядет для спасения народа Своего
от горы приосененные чащи (Фарана), для спасения помазанного Своего, и наступит
такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды
наполняют море (Авв.3:13) 7.
Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по
свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие
уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет
бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения
его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в
земле Аравийской, в городе Остракине8 и жил
здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.
По удалении Халдеев, он возвратился в землю свою, оплакал
бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В
молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.
Однажды, во время жатвы, пророк сварил похлёбку и, взяв
хлеба, пошел в поле, чтобы отнести этот обед жнецам. Но на пути ему предстал
Ангел Господень и сказал:
- Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.
В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе
царя Вавилонского, по ненависти нечестивых Вавилонян, был ввергнут в львиный
ров.
Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу:
- Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не
знаю.
Тогда Ангел Господень силою духа своего восхитил Аввакума и,
подняв его за волосы, перенёс в Вавилон и поставил прямо надо рвом, куда ввергнут
был Даниил.
И воззвал Аввакум:
- Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.
Даниил же возблагодарил Бога и сказал:
- Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.
Даниил поднялся и вкусил пищи. Ангел же Господень мгновенно
поставил Аввакума на его прежнее место.
После чудесного посещения Даниила, пророк Аввакум
возвратился к жнецам своим во время обеда их, и никому не сказал о случившемся.
Он проразумел, что народ Иудейский возвращен будет Господом из Вавилона в
Иерусалим, подобно тому как совершилось чудесное перенесение его в Вавилон и
возвращение оттуда. Но эго испытание народа Божия длилось 70 лет, и Аввакум не
дожил до возвращения Евреев из плена и умер в старости и погребен был с честью
на собственном поле9.
Кондак, глас 8:
Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы,
Аввакуме богоглаголиве, и на божественней стражи предстоянием слышания, от светоносна
ангела, Христово воскресение возвестил еси миру. Сего ради весело зовем ти:
радуйся, пророков светлая доброто.
________________________________________________________________________
1 Блж. Епифанием Кипрским, блж. Феодоритом, блж. Иеронимом,
блж. Августином и св. Исидором Испалийским.
2 Аввакум-с еврейского значит собственно обнимающий,
обхватывающий, а потом-сильный борец, подвижник.
3 Начало пророческой деятельности Аввакума нужно
отнести к тем годам царствования Манассии, когда сей нечестивый царь, взятый в
плен Асаргаддоном, смирился и покаялся в заточении. Пророчества Аввакума
относятся к периоду времени с 660 г. и захватывают собою годы царствования
преемника Амона, благочестивого царя Иосии, до 611 г.
4 Кн. прор.
Аввакума гл. 1, ст. 6-12. Об этом же наказании, за нечестие народа в
царствование Манассии и его сына, говорится в 4-й книге Царств. гл. 21, ст.
12-14.
5 Халдеи - по-еврейски: хасидим, произошли от Хеседа,
сына Нахорова, брата Авраама (Кн. Быт. гл. 22, ст. 22). Происходя от
семитического корня, Халдеи первоначально жили в северной гористой стране
Месопотамии, ближе к Армении, на юг от озера Ван. Из этой древней местности
Халдеи расселились по течению Евфрата, на юг и восток по всей Месопотамии и Вавилонии
и вскоре сделались народом господствующим. В период владычества Ассириян, они с
последними сделали многие завоевания и, по отделении Вавилонии от Ассирии, при Набополассаре
особенно при Навуходоносоре, победили многие народы и царства. Всюду, при
завоеваниях, Халдеи отличались крайнею жестокостью и воинственностью.
6 Кн. прор. Аввак. гл. 2, ст. 1. Образ речи взят от
обычая устраивать сторожевые башни на горах и высоких местах для того, чтобы
стражники благовременно узнавали об опасности для селений, возвещали бы о
близости неприятеля, о победе и поражении. Свв. пророки были стражи,
поставленные Богом как бы на некоторой высоте для наблюдений и возвещение воли
Его. На этой божественной страже святой пророк Аввакум, отрешившись от
всего земного, бодрствовал духом и пламенно молился Богу об открытии воли Его о
Своем народе. Находясь в таком состоянии, он благоговейно ожидал, когда луч
света Божия проникнет в его уме, озарит душевные его очи, и что возглаголет ему
Господь.
7 Здесь не
только предрекается избавление Евреев из плена Вавилонского, но и спасение рода
человеческого. Таким образом, это пророчество - мессианского характера.
Указывая на южную страну по отношению к Палестине, где и была гора Фаран,
покрытая тенистым лесом, Аввакум открыл Евреям, что они получат избавление от
рабства Вавилонского чрез народ, пришедший с южной стороны. Действительно, Кир,
царь Персидский, привел Мидян и Персов с юга, по отношению к Палестине и,
покорив Вавилонян, освободил евреев. Но взор пророка провидел избавление еще от
другого рабства - греховного рабства всего рода человеческого в его обновлении.
По объяснению блаж. Феодорита, Аввакум сими словами «предвозвещает
вочеловечение Бога и Спасителя нашего, совершившееся в Вифлееме, который лежит
к югу от Иерусалима». Св. Церковь, под горою приосененною, разумеет Божию
Матерь, как бы некую гору добродетелей, осененную Святым Духом. "Гору Тя благодатию
Божиею присененную прозорливыма Аввакум усмотив очима", – воспевает
Церковь в каноне, – "из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во сасение
наше и исправление". "Христос грядый явственно Бог наш, приидет и не закоснит,
от горы присосененныя чащи, отроковицы раждащия неискусомужныя, пророк древле
глаголет" (4-я песнь канона в неделю Ваий). "Христе от Девы прозябл еси,
из горы хвальный, приосененныя чащи" (4 песнь на Рож. Хр). Вообще, в
основание 4-й песни всех церковных канонов положено пророчество Аввакума о
пришествии Господа во спасение людей Своих "спасти помазанныя своя".
В виду такого ясного мессианского значения пророчества Аввакума, Церковь
христианская усвоила ему наименование «Богоглаголивого». (похвальный канон,
песнь 4-я, ирмос). - Вышеприведенная молитвенная песнь Аввакума служит
основанием 4-й песни церковных канонов, изображающей всемогущество Бога и
непостыдную надежду на него.
8 Остракина -
город на границе Аравии, Палестины и Египта.
9 Кончина прор Аввакума последовала приблиэительно за
600 лет до Р. Хр. По сказанию церк. историка IV века, Евсевия Кесарийского, гробницу пр. Аввакума указывали в Кеиле, или в
Киле, в колене Иудином. По свидетельству церк. историка V в. Созомена, мощи сего св.
пророка, по Божественному Откровению, были обретены вместе с мощами св. пророка
Михея в царствование Феодосия II младшего
(408- 450 г.). Тела обоих пророков указаны были Божественным сновидением
Зевенву, бывшему в то время епископом церкви Елевферопольской.
www.ispovednik.ru