ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА АСМУСА ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ.

Дорогие братия и сестры!

Только что мы совершили первую праздничную литургию, посвященную Воскресению Христову. На вечерне мы слышали стихиры, возвещающие «всемирную славу» Воскресшего Христа, многочисленные пророчества о Воскресении, и, наконец, евангельское чтение о воскресшем Спасителе, Его явление женам-мироносицам. Радость Воскресения, которую Он даровал сначала женам-мироносицам, а через них ученикам и всему миру, сегодня, прямо сейчас, разносится по городам и весям, по всем уголкам нашей планеты, которую Господь нам дал для обитания. 

О чем мы можем размышлять в этот святой, божественный день?

Суббота, величайшая из всех суббот года, уже близится к концу, ведь мы завершили вечерню и наступает воскресение Христово. В эту субботу («день покоя») Господь наш Иисус Христос почил от Своего искупительного подвига. Телом Своим почил, успокоился, упокоился, после перенесенного Им Крестного труда. Но душою Своею Он не упокоился, а продолжал совершать дело нашего спасения, снизойдя во Ад, разрушая его заклепы, выводя оттуда всех ветхозаветных праведников – есть множество выразительнейших фресок и икон, изображающих это событие: Господь берет за руки Адама, Еву и всех праведников и выводит их из Ада в Свое вечное блаженство. Так что можно было бы подумать, что никакого покоя Господь и не испытал на самом деле.

В то же время, Господь завершает дело нашего спасения на земле и «под землей» и возносится на Небо в 40-й день, обещая послать вместо Себя другого Заступника (??????????) пред Богом – Духа истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15, 26). Почему же Он всё-таки уходит, если даже в Великий «день покоя» Он не упокоился, но продолжал дело нашего спасения? 

Ответ на это вопрошание Господь недавно дал в прощальной беседе со Своими учениками, которую мы слышали в первом из 12 Страстных евангелий. За наступающей Пасхальной радостью мы не всегда успеваем уследить за этой мыслью, но она очень важна для понимания всей тайны нашего спасения. Ведь в той беседе Господь говорит, что Он нам, всем христианам, оставляет Свое дело. Более того, Он говорит совершенно удивительные слова, что вы сделаете даже больше, чем Я (Ин. 14, 12). Нам это трудно уразуметь и понять: как это мы можем сделать больше, чем Спаситель? Но перечитайте еще раз это место и убедитесь, что это слова Самого Бога. 

Вот этот-то уход Спасителя и передачу Его дела Своим ученикам и можно понимать как Его субботний покой. Господь находится в этом длительном субботнем покое в том смысле, что Он нам на какое-то время поручает делать Его дело на земле. А так называемый у святых отцов восьмой день – это будет уже вечность после второго и славного пришествия Господня, когда мы все воссоединимся с Ним, друг с другом и с нашими усопшими во единое Небесное Царствие.

Так что сегодня будем размышлять о том, что Господь, уходя на Небо, не просто так ушел, а ради того, чтобы мы продолжали Его дело всеми нашими возможными силами, в первую очередь, нашими душевными силами. И нынешний день сошествия во Ад, когда Господь трудится Своей душой, хотя Его распятое и погребенное Тело почивает во гробе, учит нас тому, что даже если тело наше устало, даже если мы чувствуем немощь, душе нашей дарована сила, которой никто от нас отнять не может. И точно так же, как Господь Своей душою, отделенной от тела, продолжал трудиться, совершая дело нашего спасения, так же и нам надо нашими душами никогда не унывать и не уставать. 

Пускай мы подвержены болезням, усталости и еще чему-то преходящему. Но ничто из этого не в силах заслонить от нас того самого главного, к чему Господь нас приглашает в этот Свой субботний длительный день. Для продолжения дела спасения Он вручает нам наших близких и дальних, чтобы мы наших детей воспитали в вере, чтобы мы позаботились о наших пожилых и немощных людях, о всех нуждающихся в нашей заботе, пусть это будут даже закоренелые преступники, сидящие в тюрьмах, но и они – те самые Божии творенья, которые ожидают милости от Бога и от нас с вами. Это и есть то дело, которое Господь нам оставил, и которое мы призваны совершать.

Будем же, братья и сестры, не унывать нашим духом, но устремляться навстречу свету Воскресения Христова, воссиявающему нам днесь из гроба Господня.

2020 г.