ПРОПОВЕДЬ АРХИМАНДРИТА МЕЛХИСЕДЕКА (АРТЮХИНА) В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, поздравляем в этот святой, знаменательный и всеторжественный, сугубо памятный день Тайной вечери святого Великого Четверга, когда Господь установил это Таинство, к которому мы сегодня приступили. Это — Таинство жизни Святого Причащения. И очень радостно, что мы и в этом году дожили до этого дня святого Великого Четверга.
В молитвах после Святого Причащения мы молимся: «...и сподоби мя до последнего моего издыхания принимати Пречистых Таин Честнаго Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» — до последнего издыхания!
А как говорил приснопамятный владыка Александр Саратовский и Вольский: как человек проведет Великий пост, так он проведет и весь год. В сегодняшний день мы вспоминаем, как Господь установил это Таинство, когда Он впервые преподал Свои Тело и Кровь ученикам, и мы именно в этот день стали причастниками милостью Божией Святых Христовых Таин. Дай Бог, чтобы в течение всего следующего года мы также регулярно часто причащались Святых Христовых Таин во оставление грехов, во очищение и освящение души и тела.
Сегодня в Евангелии мы слышали о событиях последних дней нашего Спасителя. Господь перед Своими страданиями, перед Тайной вечерей снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем и стал умывать ученикам Своим ноги так, что Петр пришел даже в недоумение: как это можно — Господь и учитель вдруг умывает наши ноги? По ревности, по уважению и по любви к Нему говорит: «Не умоешь ног моих вовек» (Ин. 13, 8).
На Востоке, если у хозяина дома было несколько рабов, то умывать ноги гостям поручалось самому последнему, самому «младшему» рабу, который в этом доме исполнял самую низкую работу. И вот Господь умывает ноги Своим ученикам? И многие из них этого поступка Его не поняли.
Когда Он опять сел к трапезе на той вечери, то, обратившись к Своим ученикам, сказал: «Вы называете Меня учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 13-14).
У нас сейчас нет такого обычая. А тогда, когда не было ни ботинок, ни сапог, ни туфель и люди ходили босиком по пыльным и грязным дорогам, то, приходя в дом, чтобы почтить этот дом и соблюсти правила, они умывали ноги. Если сейчас нет этого обычая, то, как говорят нам святые отцы, мы мысленно должны умывать ноги друг другу, а может быть, и делам, служа друг другу тем даром, теми силами, теми возможностями, которые дает нам Господь. И внутри собственного дома стараться не перелагать на плечи своих родственников какой-та тяжелый или неприятный труд, а стараться самим поскорее сделать всю грязную и трудную работу.
Господь сказал: «Если Я, Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 14), то есть служить друг другу, не ожидая ничего взамен. Потому что свойство любви — делать для любимого и близкого человека все, не прося и не ожидая ничего взамен. Если мы будем просить и ожидать чего-то взамен, то это будет торговля, это будет торг. Ты мне — я тебе. Это не любовь. А любовь, ее свойства и красота заключаются именно в бескорыстии, именно в жертвенности, а «купля-продажа» вовсе несвойственна этому высочайшему чувству.
Господь показал нам, как это исполнять на деле. Господь не только говорил о том, что Бог есть любовь, но и исполнил это на самом деле.
И дай Бог, чтобы в этот святой день Великого Четверга, когда мы стали причастниками Святых Христовых Таин, чтобы через сугубое соединение со Христом Спасителем в этом Таинстве в нас зародилась та жертвенная любовь, о которой мы все думаем, мечтаем, переживаем, но в реальной нашей жизни не имеем. Есть только воспоминание о ней, есть только, может быть, маленькое стремление к ней. Поэтому дай Бог, чтобы это стремление, это переживание, это искреннее чувства и желание стяжать жертвенную любовь не прекратились в нас по тем или иным причинам. Чтобы сегодняшнее причащение, в котором мы просили и об изменении, преображении, очищении души и тела, чтобы это Таинство поспособствовало очищению нашей души и оживотворению ее именно этим чувством и именно этим даром — даром Божественной любви.
И каждое богослужение, каждая утренняя или вечерняя молитва должны растворяться прошением об этой любви. Не о том, чтобы Господь устроил внешнюю нашу жизнь, послал одно, другое, третье, избавил от врагов видимых и невидимых, напастей, болезней, искушений — это все вторично. Самое главное — Господь говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложится вам» (ср.: Мф. 6, 33). Где любовь, где мир совести, где доброта души, где жертвенностъ, вот там и есть Царствие Божие, вот там и есть Бог.
Будем же к этому стремиться, об этом молиться, об этом переживать, именно этого просить в Таинстве Святого Причащения, чтобы это сугубое соединение со Христом соделало бы нас таками, как говорит апостол, что «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6, 17).
И дай Бог, чтобы это сугубое соединение со Христом послужило каждому из нас ко стяжанию тех же чувств, которые во Христе Иисусе. А у Него известно какие были чувства: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят!» (ср.: Лк. 23, 34). Высочайшая любовь! Он молился за врагов Своих, он имел любовь ко всем, наипаче к родным и близким, ученикам Своим, и даже к тем людям, которые Его распинали.
А нам надо хотя бы начать с тех людей, которые любят нас. Хотя бы их полюбить, хотя бы им отвечать взаимностью. И дай Бог, чтобы этот святой Великий пост и тот маленький подвиг, который каждый из нас понес во время поста, привели нас к радостной встрече всеторжественного и мироспасительного праздника Пасхи Христовой. Чтобы мы, положив сейчас десять кирпичей в основание нашего духовного дома, потом по своему неразумию собственными руками не сняли бы двадцать кирпичей, что, увы, часто бывает в нашей жизни.
Дай Бог, чтобы тот заряд духовной энергии, та ревность, то усердие к молитве, к внимательной духовной жизни, к чтению Евангелия и святых отцов, чтобы это все закрепилась и укоренилось в нашем сердце. Чтобы с каждым постом мы поднимались все выше и выше по этой духовной лестнице и, в конце концов, всецело соединились с Господом, соединились с нашим Великим Богом, в Троице славимом — с Отцом и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ночная литургия. 8 апреля 2004 г.