Александр Трофимов.
ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ И ЕГО ОБИТЕЛЬ.

В заселении Тихвинского края большое значение имели монастыри. Какой-нибудь старец поселялся в пустынной, но удобной для уединенной молитвенной жизни местности. Слухи о его святой жизни привлекали к нему желающих жить под его духовным руководством. Вокруг кельи вырастал монастырь. Вслед за тем на освоенные уже земли приходили жители, основывали поселки, деревни, слободы и посады.

Во второй половине XIII века, по преданию, пришел сюда хутынский игумен Антоний и поселился при озере на Дымях. Родился он в Великом Новгороде в начале XII столетия от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде.

Преподобный Варлаам, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, принял его в обитель, и вскоре постриг его с именем Антоний в честь великого основателя и учителя православного монашества преподобного Антония Великого (356 г., память 17/30 января). Так Антоний стал одним из преемников и сподвижников преподобного Варлаама, названного в нашей духовной истории вертоградарем и насадителем монашества на севере Русской земли.

У ног преподобного Варлаама инок Антоний восходил «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. Однажды по благословению Новгородского архиепископа преп. Варлаам направил Антония в Константинополь с важным церковным поручением. В Царьграде его принял Вселенский Патриарх. Пять лет пробыл здесь преподобный Антоний, совершил паломничество в Святую Землю, поклонился Гробу Господню в Иерусалиме, познакомился с жизнью палестинских монастырей. – Антоний возвратился в родную обитель с дарами от Патриарха.

В то время, когда Антоний приближался к стенам Хутынской обители, игумен Варлаам находился в предсмертной болезни, давая последние наставления братии. Прозревая смущение иноков, кто же будет игуменом после его смерти, преподобный Варлаам сказал: «Се уже, братие, конец жития моего приблизился, и отхожу от мира сего. Вас же предаю в руки Божии. Наставник же ваш в мое место будет Антоний…». Как раз перед уходом в вечность своего учителя Антоний успел увидеть его и получить последнее послушание: «С Богом оставляю тебя, Антоний, строителем и правителем святому сему монастырю. И Господь наш Иисус Христос да сохранит и утвердит тебя в любви Его. Я же, хотя и отхожу телом от вас, но духом с вами пребуду. Да будет вам известно о том, что, если я обрел благодать пред Богом, а вы любовь будете иметь между собою, то монастырь и после моей смерти, как и при жизни моей, ни в чем не оскудеет».

Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Множество паломников и знатных гостей посещали Хутынский монастырь; настоятеля почитали и прославляли по всей Новгродской земле. Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения в старости.

Получив откровение о пути своего спасения, преподобный тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля братия избрала игуменом другого ученика Варлаама – преподобного Ксенофонта Робейского.

Преподобный Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Житие преподобного сообщает, что он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келью со словами псалмопевца: «Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131, 14). На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился.

Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку преподобный носил до последнего дня своей жизни.

Посреди Дымского озера преподобный Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник на много лет предварил подвиг стояния на камне преподобного Серафима Саровского, а затем близкого нам по времени подвижника – преподобного Серафима Вырицкого. Кроме того он – единственный святой Русской Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода согревалась от молитвы старца: так он в течение всего года совершал этот подвиг, превосходящий человеческие силы.

Своими молитвами и многолетним стоянием преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам святого, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

Постепенно люди узнали о повигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые кельи желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь преподобного Антония Beликого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца. Николая. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной.

Знаменательно, что престольный праздник этого храма (24 июня / 7 июля) – соединился с памятью самого преподобного Антония, скончавшегося в этот день.

Почитателем преподобного Антония был святой благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что благоверный князь Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преподобными Антонием Великим, Антонием Дымским и святым Иоанном Предтечей обязательно изображался и святой благоверный князь Александр Невский.

Существует глубочайшая духовная связь преподобного Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приуготовил место сие, призвал на этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери.

Русские паломники с самых давних времен видели духовную связь между молитвенным подвигом преподобного Антония и явлением Тихвинской иконы Божией Матери. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». При мощах преподобного постоянно находилась Тихвинская икона Божией Матери. Празднование дня памяти преподобного Антония (24 июня / 7 июля) за день до праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июля) также является подтверждением, что эти духовные события связаны нераздельно.

Более тридцати лет провел преподобный Антоний на берегах Дымского озера и скончался 24 июня / 7 июля 1273 года. Погребено было тело святого в приделе преподобного Антония Великого у клироса созданного им храма. Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей, которые были обретены в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Димитрия Донского.

alexandrtrofimov.ru