СЛОВО АРХИЕПИСКОПА АНТОНИНА (ПОКРОВСКОГО), ВАШИНГТОНСКОГО И АЛЯСКИНСКОГО (+1939Г.) В НЕДЕЛЮ 6-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
«Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9, 4)
Христос исцелил расслабленного по вере принесших его, говоря: «Дерзай, чадо. Прощаются тебе все грехи твои». Книжники видели расслабленного, видели и исцеление его, слышали и слова Господа: «Прощаются тебе грехи твои». Почему и стали думать, что Иисус богохульствует. Их сердца были ослеплены, почему они и не придали никакого значения чудесному исцелению расслабленного. Злоба их против Господа так ослепила их сердечные очи, что они не в состоянии были понять, что сказать расслабленному «встань и ходи» неизмеримо труднее, чем сказать «прощаются тебе грехи твои».
Вот видите, какой тяжелый грех «злоба»?.. Она затемняет рассудок. Человек, предавшийся этому пороку, может наделать много ужасных преступлений, и на другой же день будет раскаиваться в своих поступках. И горе человеку, который вовремя не заметит этого гнусного порока. Он становится послушным орудием сатаны, который употребляет несчастную жертву, как раба, для выполнении своих адских планов. Каждому из нас понятен этот порок, и каждый почти из нас был жертвой этого адского орудия.
Разберем внимательно хотя бы клевету. Вы знаете, сколько горя и бед переживает иногда человек от клеветы?.. Он не щадит ни возраста, ни пола, ни положения, ни состояния, ни высоких качеств души, ни служебного положения... И заметьте, чем выше положение и нравственный облик человека, тем сильнее и неистовее обливается он клеветою. Что же это значит? Почему люди поддаются этому пороку, и почему доставляют массу страданий иногда и уважаемому человеку? Проследите внимательно, откуда пошла клевета?.. Где корень ее? И когда вы дойдете до того человека, который пустил гнусную клевету, вы найдете, что тот человек злится на оклеветанного. Что и было причиной клеветы.
Фарисейская злоба на Спасителя привела Его на Голгофу. Да и по настоящее время злоба, вошедшая в плоть и кровь еврейского народа, не оставляет в покое всех последователей Христа и, в особенности, истинных служителей Его Святого Алтаря.
Но почему же появилась такая злоба у фарисеев против Христа? Почему она появляется у других людей против священнослужителей и других почтенных и нравственных людей? А потому, что предавшийся этому ужасному пороку находится уже во власти сатаны. Он раб ада, и он уже не может не злиться. Вот почему Господь учил пресекать всякое злое побуждение в начале, чтобы не сделаться врагом греха. Чтобы не сделаться орудием сатаны, который рыщет по миру и поглощает рабов Божиих из спасительной ограды и делает их орудием своей адской злобы.
Друзья мои, вы видите, что причина наших приходских нестроений коренится в том же источнике — злобе, которая вооружилась клеветою и извращает самые святые порывы души в грязные побуждения. Из нынешней Евангельской истории вы видите, что злобные люди усмотрели богохульство в любвеобильном поступке Господа. Господь видел, что преемников Его ожидает злоба служителей ада, а посему пророчественно предсказал в своей нагорной проповеди награду на небесах всем гонимым за Него. Он говорил: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11-12).
Мы видели и видим, сколько бедствий и страданий принесло миру зло. Мы знаем и на себе испытываем действие злобных сил в настоящее время здесь заграницей и у себя в России. И чтение Евангельское как бы для настоящего времени написана, и хочется не сказать, а закричать всему миру: «Для чего вы мыслете худое в сердцах ваших?»
Ванкувер, Канада. 21 июля 1927 г.