СЛОВО АРХИЕПИСКОПА АНТОНИНА (ПОКРОВСКОГО), ВАШИНГТОНСКОГО И АЛЯСКИНСКОГО (+1939Г.) В НЕДЕЛЮ 4-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

        «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 8).

Какой глубокий смысл имеют слова язычника-сотника, об исцелении слуги которого повествует нынешнее Евангелие?..

Сотник приходит ко Господу и докладывает Ему о тяжких страданиях слуги его и просит исцелить больного. Господь сразу же внемлет искренней мольбе язычника и говорит: «Я приду и исцелю его».

Какое же действие оказало это милосердие Господа на душу язычника?.. Возгордился ли он такою честью Чудотворца? Поспешил ли к страдающему слуге с благою вестью о скором исцелении и к семье о высоком посещении?.. Ничуть не бывало... Он остается возле Господа и, быть может, сильнее и с большим чувством молит Его не утруждать себя. «Господи, — говорит сотник, — я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Слышите мольбу язычника? Он считает себя недостойным такой высокой чести. Он говорит: «зачем Ты, Господи, будешь утруждать Себя? Ты только прикажи! Чтобы болезнь прекратилась, и этого достаточно. Я человек подневольный, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: “Пойди”. И идет. И другому: “Прийди”. И приходит. И слуге моему: “Сделай то”. И делает». Вот с какою дерзновенною верою подошел ко Господу язычник сотник. Он просит только повелении и глубоко верует, что будет исполнение «велении». Господь отметил эту веру. Он сказал: «И во Израиле не нашел Я такой веры».

В этом евангельском повествовании особенно видное место занимает «Вера». Вера сотника приклонила милосердие Господа к страдальцу слуге, и он получил исцеление. Глубокая вера сотника вызвала в нем самом сознание своего собственного ничтожества пред величеством Господа. Вера сотника послужила примером для назидания всей массе народа, окружавшего в то время Господа. Вера сотника есть и будет примером и для всех последователей Христа до скончания века.

Для нас, христиан, понятно чудодейственное свойство веры. Мы — Крест Христов на всем земном шаре. Кто же и что водрузило это победное знамение?.. Что заставляло провозвестников Евангелия обходить моря и земли глаголом Божественного учения пленять сердца людей?.. Что закаляло их дух и делало бесстрашными пред сильными Владыками мира сего?.. Что заставляла их идти на страшные мучения и самую смерть, как ни вера в Воскресшего Господа и в Его Божественное учение? Вера наша христианская есть воистину православная, победившая мир.

В настоящее время происходит как бы Божий суд: испытывается вера каждого. Мы видим и мучеников за веру, видим немало и отщепенцев. Этот суд Божий начал свою работу с России, и мы уже имеем своих родных исповедников веры, запечатлевших свою веру страданиями. Престол Божий окружают наши священномученики и мученики: Святейший Патриарх Тихон, митрополиты Владимир и Вениамин, около 30 архиепископов и епископов, до 200 священнослужителей и бесчисленное множество мучеников мирян. Сколько еще будет исповедников веры? Только одному Богу известно!

Суд Божий обнаружил еще большее количество отщепенцев из архипастырей, пастырей и пасомых, имена коих тяжело и невозможно перечесть!..

Тяжелое время переживаем мы... Искушения и соблазны на каждом месте окружают нас. В настоящее время происходит очищение истинного христианства от всякой нечисти, именующей себя христианами. Господь, как опытный хозяин, провеивает на ветре пшеницу от мякины, после чего остается только чистая пшеничка, а мякина развеется во все стороны.

Будем молить Господа, чтобы Он, молитвами наших священномучеников и мучеников Российских и всех святых, не дал впасть в окружающие нас искушения и соблазны, и открыл наши сердца к восприятию веры Евангельского сотника с сознанием собственного ничтожества, ибо «гордым Бог противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6).

Ванкувер, Канада. 5 июля 1927 г. 


.