ПРИЗЫВ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНДРОНИКА (НИКОЛЬСКОГО), АРХИЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И КУНГУРСКОГО (+1918Г.) ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ.


ПРИЗЫВ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНДРОНИКА (НИКОЛЬСКОГО), АРХИЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И КУНГУРСКОГО (+1918Г.) ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ.  

 

Подражание святителю Ермогену в настоящее время Священной войны с немцами.

Блаженный патриарх Ермоген жил в трудное и тяжелое время. Поляки и шведы одолевали русских людей. Поляки дошли до Москвы; в Кремле господствовали и владычествовали, разные людишки разворовывали и грабили страну. Русские не знали, к кому примкнуть и где найти себе царя. В это именно время и жил патриарх Ермоген. Он отказался от зависимости иноземцам, направил свои заботы и попечения на то, чтобы объединить и ободрить народ, поучал примером своей жизни твердо исповедовать православную веру и крепко стоять за православную Церковь и Отечество. Так он служил своему государству, утверждая божественную веру в людях, преисполненный Духа Божия, ненавистный врагам. Поляки заключили его в смрадное подземелье, морили голодом, издевались, мучили, требуя от него присяги на верность польскому королевичу и грамоты ко всем русским людям, чтобы они признали королевича своим царем, но он стоял за Веру и Отечество и говорил: «Не боюсь мучений, ничего не страшусь, лучше умру». Он призывал благословение Божие на всех верных православию и проклятие на отступников, кто отрекался от своей веры и присягал польскому королевичу. Его замучили, задушили. Но силой своего слова и примера он научал русских людей стоять за веру православную, привлекал на высокий подвиг мучения всех русских людей, кровь его была семенем великого плода. Русские ободрились этим примером, объединились, отстояли отчизну, изгнали поляков, шведов, избрали родного царя из дома Романовых. Россия приумножилась и возвеличилась, расширилась от океана до океана, господствует над многими народами, дозволяя им славословить Бога по своим обычаям.

После того через 300 лет Россия переживает опять тяжелую годину. Издревле немцы проявляли вражду: они подстроили неудачную для нашего отечества японскую войну, смуту в нашем государстве. Когда же русские снова воспрянули своим духом, не ослабели в могуществе и силе, они вознамерились уничтожить все славянство. Они как бешеные бросились на русских. Конечно, кровь, раны — обычные явления войны, но есть страдания и страдания. Издевательства, какие допускают немцы, мучения, отрезывание носа, ушей, языка, вырезывание кожи, в особенности у казаков, говорят о крайнем зверстве наших врагов: даже немка — сестра милосердия, которая и на войне должна проявлять милосердие, в злобе дорезывает нашего раненого воина. Все это свидетельствует, что немцы забыли Божеские и человеческие законы, не имеют ни совести, ни стыда; исполняя бесовскую волю, они проявили много зверства к людям; но им ненавистна и наша вера. Они стремятся к сытости, земному благополучию, и мы, русские, по их мнению, должны служить удобрением для них. Они готовы быть в союзе не только с турками, но даже с самим сатаной. Не с одними людьми наша брань, а с диаволом, и потому бороться с ним должны силой духа, силой веры, молитвы. Патриарх Ермоген боролся в посте, молитве, дерзновении, так же и мы должны побеждать врага; друг друга подбадривать, жертвовать своим достоянием, чтобы обеспечить благополучие будущему поколению; должны себя очистить от беззакония. Многие забыли исповедь и причащение, посещение храма Божия. Сама жизнь упала, нравы потеряли чистоту, младшие не слушают старших, служим страстям своим, а не Господу Богу. Господь отступил от нас и в Своем Божественном промышлении грозно вразумляет нас. Он землей потрясает, наводит народ на народ и проливает рекой кровь человеческую. Он теперь и хочет, чтобы мы восчувствовали гнев Его и милость, чтобы ввести нас в вечное блаженство. В настоящее время Господь и вразумляет нас; пусть каждая душа воспрянет, забудет небрежение, обратится к молитве и призовет небесную помощь для нашего воинства. Немец не жалеет своих родных, сатана ему помогает, а мы призовем ангельские силы, чтобы через них Господь одолел врагов. Из рассказов наших воинов уже знаем о знамениях Божиих на поле брани. Пусть наши посты, благоговение, молитвенные труды и подвиги низведут милосердие Божией Матери и Угодников Божиих на наших воинов, пусть и малые дети молятся о небесной помощи; пусть хотя по одному поклону, утром и вечером, все полагают за воинов; пусть по нашим молитвам и воздыханиям проявит себя Божественная Сила в одолении коварных врагов, а мы будем проповедовать о ней всем народам, чтобы все со страхом приникли ко Господу Богу.

1915 г.