МОЩИ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ В БАВАРИИ.


МОЩИ СВЯТОЙ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ В БАВАРИИ.

Бенедиктбоерн (Benediktbeuern)В часе езды от Мюнхена в сторону города Бад Тельца, почти у самого подножия Альпийских гор живописно расположен один из самых старинных баварских монастырей - Бенедиктбоерн, основанный в 739 г. Со стороны кладбища, в северной части главного монастырского храма св. Бенедикта находится знаменитая в Баварии Капелла Анастасии, построенная в форме эллипса в 1751-1755 годах. Ее строительству предшествовало так называемое «Кохельзеерское чудо», связанное с военными событиями 1704 года. По молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей святой Анастасии Узорешительницы чудом уцелел монастырь и окружающая его местность, несколько баварских деревень, находящимися в районе озера Кохельзее, где велись в то время боевые действия (См.: Weber L. Pfarrkirche St. Benedikt und Anastasiakapelle zu Benediktbeuern. Passau, 2004, S. 24-25). C тех пор святую Анастасию баварцы стали называть своей покровительницей и защитницей, а благодарность воздвигнули капеллу, названную ее именем. Сама Капелла Анастасии с ее богатой лепниной и живописными панно, по мнению архитекторов, является «жемчужиной стиля рококо» не только в Баварии, но и во всей Европе.

Капелла Анастасии УзорешительницыВ алтарной части капеллы находится священная реликвия монастыря – мощи (небольшой фрагмент лобной части) Анастасии Узорешительницы, почитаемые многими верующими. По преданию, эти мощи доставил в 1035 году из Италии один монах, тайно похитивший их в храме Св. Марии в Органо, что под Вероной. Тщательно охраняемые сегодня мощи помещены в небольшой ковчег-мощевик в виде оригинального женского бюста искусно выполненного из серебра и золота и украшенного драгоценными камнями. Сам ковчег символизирует святую Анастасию Узорешительницу, главу которой украшает золотая корона с жемчугом.

В Бенедиктбоерн ежедневно прибывают автобусы из Германии, Австрии, Италии и Швейцарии с так называемыми «пильгерами» (паломниками). С благодарностью и молитвой поклоняются верующие святой Анастасии, врачующей духовные и телесные раны, особенно помогающей, по их убеждению, нервнобольным и людям, страдающим головными болями.

Мощи св. Анастасии УзорешительницыСреди верующих немцев широко известны великомученица Анастасия Узорешительница и ее подвиги. Монахи Бенедиктбоерна сведущи и в том, что ее мощи разошлись в мире что часть ее главы хранится среди других ценных реликвий в афонском монастыре Кутлумуш. Некоторые из монахов специально паломничали в греческую деревню Василика, расположенную вблизи города Салоники (Фессалоники). Как известно, недалеко от этой деревни находится царский патриарший монастырь, покровительницей которого является вмц. Анастасия Узорешительница, куда, по преданию, в 888 году из Константинополя доставили в дар мощи святой - главу и часть правой ноги. В баварский монастырь приезжали живущие в Германии хорваты - паломники, сообщившие, что в их родном хорватском городе Задар тоже хранятся мощи этой же святой. Московские студентки поведали, что частица ее мощей издавна пребывает в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Анастасия (Anastasia) – женское имя греческого происхождения, означающее в переводе на русский язык «воскресение», и в народных преданиях это имя является олицетворением воскресного дня. Анастасия и в народных преданиях это имя является олицетворением воскресного дня. Анастасия – имя трех святых в христианской Церкви: Анастасия Римляныня (называемая Старшей), Анастасия Узорешительница (называемая Младшая) и Анастасия Патрикия, известная как отшельница Александрийская (память 10 марта).

Анастасия ПатрикияАнастасия Патрикия (около 510 - около 576) происходила из знатного византийского семейства и была красивой благочестивой девушкой. Чтобы скрыться от любовных преследований и интриг императорского двора в Константинополе, где ее на зависть своей ревнивой супруги приметил сам император Юстиниан I, она решила тайно скрыться. Анастасия подвизалась сначала в Александрийском монастыре, а позже – в отдаленной пещере, где под именем евнуха Анастасия провела многие годы в молитве и умерщвлении плоти. После смерти «евнуха Анастасия» авва Даниил открыл его подлинное имя и поведал миру историю жизни святой Анастасии.

Относительно двух других святых Анастасий – Старшей и Младшей – известно, что в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныни (Старшей) и Анастасии Узорешительницы (Младшей), отсюда возникают трудности с идентификацией их мощей, изображений на иконах и посвящением им храмов. Сохранились данные о том, что в 1200 году Антоний Новгородский видел в Константинополе мощи двух святых Анастасий – Старшей и Младшей (см. Православная энциклопедия. Т П.- М.,2001, с. 260). Часто вместо жития Анастасии Римляныни приводится житие Анастасии Узорешительницы и, наоборот, мучения Анастасии Старшей включаются в содержание жития Анастасии Младшей.Анастасия Римляныня По этой причине отсутствует устойчивая иконографическая традиция изображения ликов Анастасии Старшей и Младшей, наблюдается сближение их иконографий. Если на самих иконах отсутствуют их наименования (а это случается часто), то идентификация и иконографические особенности в изображении святых с именем Анастасия трудно различимы, например, в цветах их одеяний и в предметах, которые они держат в руках. Святая Анастасия Римляныня чаще всего изображается в монашеском облачении, с крестом и пальмовой ветвью в руках, а Анастасия Узорешительница – в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и с маленьким сосудом лечебного масла в левой руке.

Анастасия РимляныняАнастасия Римляныня (память 29 или 30 октября) происходила (ок. 250 или ок. 256) из знатной римской семьи. В 3-летнем возрасте она осталась сиротой и воспитывалась в христианской женской общине, возглавляемой старицей Софией. В 20-тилетнем возрасте ее хотели выдать замуж, но она исповедовала Христа, за что ее жестоко пытали, подвергли колесованию, рвали железными крюками, отрубили конечности, а затем усекли мечом. Два кратких жития о святой рассказывают, что ее казнь состоялась в годы правления императоров Деция и Валериана. Пространные жития о святой Анастасии Римляныни написаны в Греции, одно их которых (Симеона Метафраста) сообщает, что ее мученическая кончина произошла во времена правления императора Диолектиана.

Анастасия УзорешительницаВ царствование того же жестокого Диолектиана пострадала (290 или 304) также великомученица Анастасия Узорешительница (Младшая), что, по всей вероятности, и привело к смешению сведений из их жития. Греки называют эту святую и «Фармаколитрией», что переводится на русский язык – «исцеляющая от ядов и болезней». Один греческий автор сообщает, что когда-то храм Анастасии Узорешительницы в Константинополе был построен на месте дома некоего Фармака, что якобы и послужило поводом для второго прозвания святой. Согласно другому житию (прп. Андрея Юродивого), при храме Анастасии Узорешительницы когда-то находилась лечебница для душевнобольных.

В настоящее время наиболее распространено житие Анастасии Узорешительницы, подготовленное в конце Х-го века Симеоном Метафрастом. В нем повествуется, что Анастасия была дочерью знатных римских жителей Фаусты и Протекстата (Претекстата). Мать-христианка Фауста отдала дочь на воспитание святому Хрисогону, укрепившему Анастасию в христианской вере. После смерти матери ее выдали замуж за одного язычника, но она хранила в замужестве девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь. Она тайно посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Узнав об этом, муж стал притеснять ее, а после смерти ее отца решил завладеть ее наследством. По дороге в Персию, куда его отправили с посольством, он погиб в море при кораблекрушении. Анастасия Узорешительница после смерти мужа начала странствовать и употреблять свое имущество на нужды заключенных христиан в тюрьмах. Узнав из видения об аресте и будущей мученической кончи Агапии, Хионии и Ирины, Анастасия Узорешительница укрепляла их дух. Своими рыданиями в темнице, где она узнала о казни всех христиан, она выдала свою приверженность христианской вере. Анастасию Узорешительницу отправили к императору, принуждавшему ее со своим жрецом отказаться от веры в Христа. Ей предложили выбор между богатством и орудиями пыток и, когда она выбрала последнее, ее уговаривали отвернуться от своей веры. Верховный жрец Ульпиан (Ульшан) хотел осквернить «чистую голубицу Христову», однако, когда нечестивец хотел прикоснуться к Анастасии, то был наказан слепотой, после которой последовала смерть. Оставшись на свободе, святая поселилась у знакомой христианки Феодотии, но ее муж-язычник, обрек жену и детей на мученическую смерть и отправил Анастасию Узорешительницу в темницу. Здесь святая подвергалась дважды по 30 дней голоду, но оставалась живой и невредимой. Вместе с другими узниками ее решили утопить в корабле, днище которого было специально продырявлено. Когда корабль уже должен был погрузиться в воды , внезапно все увидели на нем святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу. Все 120 чудесным образом спасшихся человек были казнены по приказу игемона. За подвиги человеколюбия Анастасию назвали Узорешительницей – облегчающей оковы.

Анастасия УзорешительницаАнастасия Узорешительница приняла жестокую мученическую смерть: ее тело растянули между четырьями столбами, а потом сожгли. Далее в житии говорится: «...Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивой женою Аполлинарией, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великой почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь, на защиту и спасение городу во славу Христа Бога нашего...».

По Иеронимову  мартирологу, Анастасия Узорешительница погибла в городе Сирмий, который в Сербии называется сегодня Сремска-Митровица, по Римскому мартирологу она пострадала в Риме, по другому – на итальянском острове Пальмария. Время, место и обстоятельства кончины святой в этих источниках не совпадают с житием Симеона Метафраста из-за смешения Анастасии Узорешительницы (Младшей) и мученицей из Рима – Анастасией Римляныней (Старшей).

По римскому преданию, храм в честь этой святой находился в Риме еще в IV веке. По византийскому преданию, в Константинополе храм этой мученицы существовал с конца IV века и после его перестройки в 458 году в него были перенесены мощи Анастасии Узорешительницы из Сирмия (см. Православная энциклопедия. – Т 2., М.,2001.) Остается неизвестным, когда и каким образом фрагменты мощей Анастасии Узорешительницы попали из Константинополя в итальянский город Органо, откуда они прибыли в Баварию...

...О баварской части мощей вмц. Анастасии знают многие прихожанки православных храмов на немецкой земле, а потому многие из них, особенно те, кто носит имя этой святой или имеет день Ангела 22 декабря / 4 января – в день памяти вмц. Анастасии Узорешительницы и пострадавших с нею мучеников Хрисогона, Феодотии, Квода, Евтихиана и иных (ок. 304), слетаются стайками в Бенедиктбоерн, приезжая сюда с семьями или друзьями на автомобилях или добираясь электричкой. И тогда монахам приходится открывать зарешеченную дверь Капеллы Анастасии, чтобы паломницы с именем Анастасия могли приложиться к святым мощам. С надеждой, покаянными или благодарственными молитвами они обращаются к вмц. Анастасии Узорешительнице. Не случайно летом 1995 года на российской орбитальной станции «Мир» по благословению Святейшего Патриарха Алексия II побывали две иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции. В рамках миссии «Святая Анастасия – надежда на мир» они символизировали общность корней христиан Востока и Запада.

© Анатолий ХОЛОДЮК (Мюнхен)

Молитва Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред мощами твоими, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь, умоли Господа, да подаст всем христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Анастасия Узорешительница



orthodox-europe.eu