ПРОПОВЕДЬ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (МАКАРА) В НЕДЕЛЮ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ, СВЯТЫХ ОТЕЦ.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти жены твоея Марии, ибо рождшееся от Нея от Духа Свята есть» (Мф. 1, 20).

Эти слова ангела Божия, сказанные во сне Иосифу Обручнику, уверяют его в том, что Дева Мария, Которую ему, старцу, обручили, избрана Богом для того, чтобы родить Мессию. Иосиф, как мы слышали из Евангелия, с радостью принял эту весть и все совершал для того, чтобы Дева Мария родила, дала этому миру Христа Господа.

Дева Мария, нося во чреве зачатого от Духа Святаго Сына Божия, стала, как мы поем в сегодняшнем тропаре, раем, ее чрево стало раем мысленным, в котором растет Божественный Сад, от которого мы вкушаем и не умираем, и живем вечной жизнью.

В преддверии Рождества Христова мы стоим вместе с Обручником Иосифом перед этой тайной рождения Христа Господа Девой Марией и славим Деву Марию, носящую в Своем чреве Господа. Она носит Его для того, чтобы человеку, который пал в грех, помочь обрести рай, помочь возвратиться к Богу. И поэтому в сегодняшнее воскресенье перед Рождеством Христовым мы празднуем память святых отцов, которые жили в Ветхом Завете и дали нам Господа Христа Спаса.

Мы слышали, как в евангельском чтении перечислялись эти роды: четырнадцать от Авраама до Давида, четырнадцать от Давида до вавилонского переселения и четырнадцать от вавилонского переселения до рождения Христа Господа. В апостольском чтении мы вспоминали эти роды, этих праведников Ветхого Завета для того, чтобы увидеть, как дорог для нас Христос Господь, рождающийся в Вифлееме, как ветхозаветные праведники своей верой, своей надеждой приблизили рождение Христа Господа. Как мы слышали в апостольском чтении, они своей верой действительно творили чудеса, жили этой верой в будущего Мессию, Его пришествие, Его рождение от Девы Марии.

Авраам, Исаак, Иаков и все ветхозаветные патриархи и пророки, Давид, Самсон и многие, многие другие, которые силой своей веры противостояли греху и всякому беззаконию. Как мы слышали, они верой заграждали уста львов, укрощали силу огня. Это были те, которые своей верой стояли и сияли в этом мире, хотя часто они были отвергнуты, скитались в пустыне, в горах, в вертепах, те, которых не был достоин этот мир. Но они жили этой верой, потому что были убеждены, что Господь избавит человека от рабства греха, и эта вера, как говорит апостол, есть уже осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Они ожидали Мессию, и Он уже был в их сердце. Они верили в то, что он придет, и этой верой жили. Они все к нам обращаются, дорогие братья и сестры, своей верой, чтобы мы в преддверии Рождества Христова также воссияли этой врой. Верой в то, что Христос Господь родится для каждого из нас, для нашей жизни, чтобы быть в ней, в нашей жизни, чтобы ее сделать для нас радостной, легкой, счастливой, среди всех испытаний, среди всех бед.

Таковыми были ветхозаветные святые отцы, для которых вера действительно была осуществлением ожидаемого уверенностью в невидимом. Вера их делала то, на что они надеялись, уже существующим, уже осуществляющимся. Они были уверены в невидимом, они не видели, но они были уверены, что оно есть.

И пусть эта вера святых отцов, которая дала нам Христа Господа, войдет в наши сердца, чтобы мы вместе с ними возрадовались в день Рождества Христова, чтобы и наша вера помогала нам видеть в рождающемся в Вифлееме Господе Того, Кто приходит для нас, для нашей жизни, чтобы в нас, в нашей жизни то, что мы ожидаем, осуществлялось, то, что мы не видим, и чтобы мы в этом были уверены.

В этом Рождество Христово. Ведь Рождество Христова не является лишь событием, которое мы празднуем. Это действительно событие центральное во всей истории человечества. Но это событие, которое, совершаясь в Вифлееме, совершается в нашем сердце. Церковь нас зовет проникнуться этой тайной воплощения Христа Господа от Девы Марии, так же, как Обручник Иосиф примет это в свое сердце, эту весть о том, что Дева Мария рождает Христа Господа от Духа Святаго. Господь приходит к нам. Он не просто рождается в Вифлееме, Он приходит к нам, чтобы нашу жизнь изменить, чтобы сделать ее неземной, радостной, небесной. В этом Рождество Христово.

Если мы об этом забываем, каким становится Рождество Христово для нас далеким, как оно не касается нашего сердца! А оно ведь должно быть в глубине нашей души, ибо Христос Господь не приходит в этот мир лишь для того, чтобы просто прийти, Он приходит в этот мир, чтобы укрепить нас, сделать нас небесными, или, как святые отцы говорят: «Бог с неба сходить для того чтобы поднять нас на небо».

И мы будем в преддверии Рождества Христова со всеми ветхозаветными отцами, с Обручником Иосифом, радоваться этому божественному приходу к нам, чтобы наше сердце, отягченное всякими трудами, всякими переживаниями, всем тем, что предстоит нам сделать чтобы оно возрадовалось о Господе и совершило все что должно совершать в своей жизни с радостью. Даже если нам очень много надо будет прилагать усилий, терпения, радость не должна уходить из нашего сердца, ибо для этого рождается Христос Господь.

Ибо святые отцы ветхозаветной церкви взывают к нашему сердцу ободриться перед Рождеством Христовым, поднять свой ум и сердце к Богу, Который, вселившись во чрево Девы Марии, ждет встречи с нами, ждет, чтобы наша вера была такой, через которую Он сможет быть в нашем сердце, в котором действительно будет осуществляться ожидаемое. Ведь каждый из нас ожидает этого величественного поднятия нашего сердца на небо. И пусть Рождество Христово, это торжество, которое мы ожидаем, совершается глубоко в нашем сердце.

Сказано 3 января 2016 г. на приходе святителя Амвросия Медиоланского в Милане, Италия