СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА.

Приближается Пасха Христова... Всё чаще ярко светит солнце на голубой акварели весеннего неба, приятно радует глаз своим теплом просохший, ещё только местами, городской асфальт, по которому с радостными криками, размахивая яркими ранцами, без шапок и с расстегнутыми куртками бегут выборгские школьники, для которых наступление весны ещё не стало привычной переменой в круге жизни. В магазинах уже продаются куличи, и многие православные уже закупают всё необходимое для праздничного пасхального стола. Во всём видно приближение Пасхи Христовой - победного праздника торжества Света над тьмой, Добра над злом, Истины над ложью, Жизни над смертью, Господа нашего Иисуса Христа над диаволом и его державой ада.

Но не видно сегодня радости на лицах христиан, и печальны ныне наши службы в православных храмах, потому как прежде, чем мы соприкоснемся с торжеством Жизни в Воскресении Христовом, нам вначале придётся посмотреть в глаза смерти, воспоминая страшный день торжества тьмы и зла в Распятии нашего Бога и Творца, Господа Иисуса Христа.

Православная Церковь, - после воспоминания в прошедшую субботу воскрешения Господом праведного Лазаря, после которого многие иудеи уверовали в Спасителя, а первосвященники и фарисеи, наоборот, окончательно ожесточились против Истины и положили на своём совете убить и Христа, и Лазаря; и последовавшего после воскрешения Лазаря торжественного Входа Господнего в Иерусалим, - ныне православный народ обращает свой духовный взор к Великим и Спасительным последним дням земной жизни воплотившегося Сына Божия, Спасителя мира - Господа Иисуса.

В Великий Четверг, Церковь, в своих богослужениях тихо и величественно воспоминала Тайную Вечерю Господню,.. прощальную пасхальную трапезу любви Спасителя со своими учениками, на которой Господь претерпел предательство Иуды, и показал нам не только Свою любовь, но и непостижимое для нас смирение, когда встал, препоясался полотенцем, и взяв воды, стал умывать ноги своим ученикам, и отирать их полотенцем... После воспоминания этих событий Великого Четверга, предваривших шествие Спасителя к голгофскому Кресту, мы обращаемся в своих богослужениях к событиям Великой Пятницы.

Православная Церковь бережно хранит, и в своих богослужениях благоговейно и трогательно воспоминает каждый час этого Великого Дня крестных страданий Христовых. Дня величайшего Жертвоприношения в истории мира, когда воплотившийся Единородный Сын Божий, Сам во всём совершенный Бог, Творец ангелов и человека, приносит себя в жертву любви за жизнь сотворённого Им мира. Никто никогда ни во времени, ни в вечности не совершал подвига, подобного тому подвигу любви к впавшему во зло и смерть страждущему человечеству, который совершил наш Творец и Спаситель. Не только по достоинству и святости Самого Совершителя сего Божественного Жертвоприношения, но и по тем величайшим страданиям, которые претерпел наш Господь.

Страсти Великого Пятка начались для нашего Спасителя уже в ночь с четверга на пятницу, когда Он, после Тайной Вечери, пришёл с учениками в Гефсиманский сад, место, где Ему должно было предать Себя в руки Своих истязателей. И зная, как Бог, предстоящее Ему, Господь, по Своему человечеству, стал ужасаться и тосковать.

И, как нам повествуют Евангелисты, «взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, говорит им: Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И был пот Его как капли крови, падающие на землю. Приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.

 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: Вы всё еще спите и почиваете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его, и ведите осторожно. И, тотчас подойдя к Господу Иисусу, сказал: Радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?

Тогда подошли и возложили руки на Спасителя, и взяли Его. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и, ударив раба первосвященника, отсек ему правое ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне менее, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, и неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Господь: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. Тогда все ученики, оставив Господа, бежали. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков.

Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его (Матф. 26:37-56; Марк. 14:33-52; Лук. 22:40-53; Иоан. 18:1-12). Церковное Предание говорит, что Господь был связан самым жестоким образом так, что кисть правой руки привязали к локтю левой, и кисть левой руки - к локтю правой. Тело вокруг обвязали поясом с железным кольцом, и привязали к нему руки. К этому поясу были прикреплены четыре длинных веревки, за которые служители первосвященников и фарисеев волокли Спасителя, желая жестокостью обращения с Ним достигнуть одобрения своих господ, для чего они, с силою дергая за веревки, неоднократно повергали Его связанного на камни дороги, ведущей к дому первосвященника.

На тот год первосвященником у Иудеев был Каиафа. Но, Господа сперва отвели к Анне, который был тестем Каиафы, и уже Анна отослал связанного Спасителя к первосвященнику Каиафе, у которого собрались и другие первосвященники, и книжники, и старейшины народные.

И как нам повествует Евангелист Иоанн, который был знаком первосвященнику, и вошел вслед за Господом во двор первосвященнический, Каиафа стал расспрашивать Спасителя «об учениках Его и об учении Его. Господь же отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им. Вот, они знают, что Я говорил» (Иоан. 18:19-21).

При этих словах один из слуг первосвященника, возревновав о своем господине, ударил Спасителя по лицу, «сказав: Так отвечаешь Ты первосвященнику? Господь отвечал ему: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан. 18:22-23).

«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Господь молчал и не отвечал ничего. И тогда первосвященник сказал Ему: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» (Матф. 26:59-66; Марк. 14:55-64).

Тогда предали Господа служителям и рабам, которые подобно псам набросились на Спасителя, спеша своей безжалостностью угодить своим зверовидным господам. Ему связали на груди руки, вставили в них трость, и стали покрывать лик Спасителя плевками, крича: «Вот Твоё помазание на царство!» «и, закрывая Ему лицо, ударять Его и говорить Ему: Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? И слуги били Его по щекам» (Матф. 26:67-68; Марк. 14:65.

  

На рассвете дня Каиафа снова собрал синедрион, чтобы совершить правильное заседание, так как закон не позволял производить приговор ночью, и имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. «И поднялось все множество их, и повели Его к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи. Было утро пятницы, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться от вхождения в дом язычника, но чтобы можно было вкушать в субботу пасхального агнца.

Пилат вышел к ним и сказал: В чем вы обвиняете Человека Сего? Иудеи же сказали ему в ответ: Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат говорит им: Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого.

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и говорит Ему: Ты Царь Иудейский? Господь отвечал ему: От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: Разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

Господь отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне, Царство Мое не отсюда.

Пилат сказал Ему: Итак, Ты Царь? Иисус отвечал: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине; всякий, кто от Истины, слушает гласа Моего.

Пилат говорит Господу: Что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям, и сказал им: Я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что предали Его из зависти.

Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Но, первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Варавва же был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

Тогда правитель снова спросил их: Кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: Да будет распят. Правитель спрашивает: Какое же зло сделал Он? Но они, не имея чем ответить на этот вопрос, еще сильнее кричали: Да будет распят. И превозмог крик их и первосвященников.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины отвели Его внутрь двора, и собрали на Него весь полк, и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Марк. 15:1-19; Лук. 23:1-23; Иоан. 18:28-19:3).

Сегодня, основываясь на данных научных исследований Туринской Плащаницы, мы можем сказать, что стоит за этими краткими словами Евангелиста Иоанна. Со слов очевидцев и исследователей этой древней святыни, на льняном полотнище предстает во всем реализме жестоко истерзанный, обнаженный Спаситель, тело Которого, после снятия Его с Креста, было обернуто этой Плащаницей, и неведомым нам образом оставило четкий негативный отпечаток на ней. Сегодня Туринская Плащаница с ужасающими подробностями свидетельствует нам о Страстях Христовых.

На лике, отпечатавшимся на Плащанице, видны многочисленные повреждения: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, травма на левой щеке и на той же стороне подбородка. На правой щеке длинный кровоподтек. Этот удар, как считают исследователи Плащаницы, был нанесен палкой толщиной около 4,5 см человеком, стоящим с правой стороны, что привело к повреждению щеки и носового хряща ниже кости.

Спереди, в области лба, видно кольцо проколов, переходящих на верхнюю часть головы. Это следы возложения тернового венца. Венец был сплетён, как полагают исследователи, из белого терновника, в обилие произраставшего тогда в окрестностях Иерусалима, который отличается длинными, до 5 см, и твёрдыми, как сталь, шипами. На Святой Плащанице видно около 30 подтёков крови от проколов, сделанных шипами этого венца.

Мучители не знали сострадания. Следы на древнем полотне говорят о том, что терновый венец имел форму не венца, а был скручен в виде шапочки, похожей на митру, покрывающей собой всю голову, что напоминало атрибут царской власти на востоке. Когда легионеры глумились над Господом, то от каждого удара палкой по такой терновой митре шипы вонзались всё глубже, образовывая глубокие раны.

У покорённых народов невысоко ценили человеческую жизнь, и римские легионеры терзали Господа со всей жестокостью. На Теле Спасителя, оставившем отпечаток на святой Плащанице, видно множество следов от ударов и увечий. Большая часть из них явилась следствием беспощадного бичевания Господа во дворе претории. Как пишет римский оратор и политический деятель I века до нашей эры Марк Туллий Цицерон: «Бичеваниям подвергались у римлян рабы, обыкновенно осуждённые на смерть, нагие, привязанные к столбу, перед тем как отводились на крест».

Туринская плащаница свидетельствует об ужасающем истязании Спасителя во время бичевания. Господа понудили низко согнуться, и привязали кисти рук к кольцу поверх невысокого столба для бичевания. На теле видны следы от 98 ударов плетью, которые были нанесены двумя палачами, один из которых был значительно ниже ростом другого, и которые оба стояли сначала позади, потом впереди осуждённого на бичевание Господа, и орудовали, сменяя бичи, круговыми движениями от плеча.

Спасителя избивали с большой силой от плеч до самых ног, за исключением области сердца, потому что удары в той области могли привести к мгновенной смерти. Бичи, которыми пользовались для поругания, назывались «флагрум», по-латыни «flagrum taxillatum» - что значит «язвящая плеть». Они делались из двух-трёх ремней, или из одного ремня затвердевшей кожи с металлическими гирьками на концах. После бичевания такими плетьми человек, если он выживал, обычно уже оставался калекой. На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя, и 21 удара бича с одним концом.

После бичевания Пилат, видимо не желая смерти Праведника, опять вышел к Иудеям, «и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: вот, Человек!

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то снова закричали: Распни, распни Его! Пилат говорит им: Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: Откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

Тогда Господь отвечал: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

С этого времени Пилат искал отпустить Господа. Иудеи же кричали: Если отпустишь Его, то ты не друг императору; ибо всякий, делающий себя царем, противник императору.

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса, и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. И сказал Пилат Иудеям: Вот, Царь ваш!

Но они закричали: Возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Тогда первосвященники отвечали: Нет у нас царя, кроме римского императора.

Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь иудейский народ сказал: Кровь Его на нас и на детях наших.

Тогда, наконец, он предал им Господа на распятие. И взяли Иисуса, и повели.

И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Господом великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

Вели со Спасителем на смерть и двух злодеев. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною, как обычно, для притупления чувств, давали осужденным на распятие; но Господь не принял.

Был час третий, т.е. между 9 и 12 часами утра, и распяли Господа. С Ним распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

Так сбылось слово пророка Исайи: И к злодеям причтен. Господь же молился: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, и по-римски. Первосвященники же Иудейские просили Пилата: Не пиши: Царь Иудейский, но, что Он говорил: Я - Царь Иудейский. Пилат отвечал: Что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - так исполнилось пророчество из Псалма царя Давида: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий.

Проходящие же злословили Господа, кивая головами своими, и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему, ибо Он говорил: Я - Божий Сын.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: Се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей, который был Иоанном Богословом, взял Ее к себе в дом.

Один из повешенных рядом с Господом злодеев злословил Его, и говорил: Если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Спасителю: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

От шестого же часа померкло солнце, и тьма была по всей земле до часа девятого, т.е. от полудня до трёх часов дня. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. После этого Господь, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: Жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на трость, поднесли к устам Его. Когда же Господь вкусил уксуса, сказал: Совершилось! И, преклонив главу, предал дух  Свой.

И вот, - как нам повествуют Евангелисты, - завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись. И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов по воскресении Господнем, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Господа, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: Воистину Он был Сын Божий. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали, и смотрели на это.

Но, так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была днем иудейской пасхи, - просили Пилата, чтобы перебить у распятых голени, и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, - пишет Евангелист Иоанн Богослов, - и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание, - которое говорит о жертвенном агнце, которого должно было закалывать на пасху иудейскую, - кость Его да не сокрушится. Также, и в другом месте Писания пророк Захария говорит: Воззрят на Того, Которого пронзили» (Матф. 27:22-54; Марк. 15:2-39; Лук. 23:13-48; Иоан. 19:6-37).

За эти две тысячи лет слова «Крест» и «Распятие» повторялись так часто, что мы к ним привыкли, и совсем перестали видеть весь ужас этой древней казни, которую, нами уже упоминаемый Цицерон, называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Человек, распятый на кресте, умирает от удушья. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, мышцы грудного пояса постепенно начинают деревенеть, и не дают расширяться диафрагме. Человек не может набрать в лёгкие воздуха, и начинает умирать от удушья. Такая казнь иногда длилась несколько суток.

Чтобы ускорить её, человека не привязывали к кресту, как это бывало в большинстве случаев, а прибивали большими коваными гвоздями, которые вбивались между костями запястий и в плюсны ступней. Вбитый в запястье гвоздь неизбежно соприкасался с нервным узлом, через который нервные окончания идут к кисти руки, и управляют ею. Само по себе прикосновение к оголенному нерву причиняет невыносимую боль, а здесь все эти нервы оказываются зажатыми огромным, кованым, с острыми гранями, гвоздем. Гвоздь, подаренный равноапостольной царицей Еленой, после обретения ею в 326 году Креста Господня, и который хранится в римской церкви Святого Креста, имеет квадратное сечение со стороной 9 мм и длину 15 см.

И вот, для распятого человека, для того чтобы дышать, остаётся только один выход - найти точку опоры в своём же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У пригвожденного к кресту человека такая точка опоры только одна — это его ноги, которые также прибиты гвоздями к кресту. Гвозди вбиваются между косточками плюсны, и распятый человек для того, чтобы дышать, должен опереться на эти гвозди, подтянуться на прибитых руках, выпрямить колени, и приподнять всё свое тело, тем самым, ослабляя давление на грудь. Только тогда он может вздохнуть. Но, поскольку руки его также прибиты, они начинают вращаться вокруг кованых, с острыми гранями, гвоздей, причиняя нестерпимые муки.

На Туринской Плащанице видно, как кровь из ран от гвоздей течет вниз по предплечьям, при этом отдельные потоки крови прерываются, и поворачивают на различных расстояниях по длине руки с углами 55-65 градусов к оси предплечья. Исследователи Св. Плащаницы считают, что Господь, чтобы дышать, подтягивался попеременно то на одной, то на другой пригвождённой к Кресту руке. При этом, в глазах пришедших поглазеть на казнь, Господь, страшно обнажённый и пригвождённый, поднятый на Кресте для всеобщего обозрения, смешно извивался чтобы дышать, вызывая хохот и насмешки толпы.

На Плащанице, в области плеч, справа и слева, видны повреждения от трения тела по брусу или перекладине, что свидетельствует о тяжких мучениях. В то время, когда истязаемый Спаситель, опираясь на гвозди, вбитые в плюсны ног, распрямлял согнутые ноги и подтягивался то на одной, то на другой руке, Он бесконечное число раз ударялся затылком в место пересечения перекладин Креста. Евангелие говорит, что страдания Господа на Кресте длились около шести часов.

Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятым. Человек терял последнюю точку опоры, и быстро задыхался. Иудеи просили Пилата ускорить казнь, чтобы не оставлять тела до следующего дня, потому что наступала иудейская пасха, и три трупа на Голгофе не должны были в праздник нависать над городом. Поэтому воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе с Господом, но Самого Спасителя не коснулись, потому что видели, что Он был мёртв. На кресте заметить это нетрудно. Как только человек перестаёт без конца двигаться вверх-вниз, извиваясь, значит, он не дышит и умер.

Евангелист Иоанн Богослов, единственный из числа Апостолов очевидец Крестных страданий Христовых, сообщает, что когда римский сотник пронзил копьём грудь Господа Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По мнению медиков, речь идёт о жидкости из околосердечной сумки. Копьё, как показывает Туринская Плащаница, пронзило грудь с правой стороны и дошло до сердца - это был профессиональный удар римского солдата, специально обученного целиться в незащищенную щитом правую сторону тела, и бить таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Из уже мёртвого тела кровь истекать не может. И то, что из пронзённого тела Христова, по свидетельству Евангелиста Иоанна, истекла кровь и вода, может означать, что кровь ещё раньше, ещё до пронзения сердца копьём, перемешалась с жидкостью околосердечной сумки, что указывает на то, что Господь умер от разрыва сердца. 

«После сего, - как нам повествуют Евангелисты, - Иосиф из Аримафеи, - ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Спасителя. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литров около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его чистой плащаницей, купленной Иосифом, с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. И положил Его Иосиф в новом своем гробе, который он высек в скале, и, привалив большой камень к двери гроба, удалились. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба, и смотрели, где Его полагали.

На другой день, который следует за пятницей, собрались первосвященники и фарисеи к Понтию Пилату, и говорили: Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: После трех дней воскресну. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его, и не сказали народу: Воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Матф. 27:57-66; Марк. 15:42-47; Лук. 23:50-56; Иоан. 19:38-42).

Вот, возлюбленные Господом даже до страшного Креста и смерти братья и сестры, таково Евангельское повествование и предание Церкви о скорбных событиях Великой Пятницы. Дня принесения нашим Творцом и Спасителем Себя в Жертву любви каждому из нас, чтобы даровать нам в Себе приобщение к жизни Пресвятой Троицы.

«Ему же, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков. Аминь» (Откр. 1:5-6).

 

Прот. Игорь Аксёнов,

2001 г.