Неделю назад Православная Церковь праздновала церковное новолетие, которое бывает 1 сентября по старому стилю, или, соответственно, 14 сентября по новому стилю, и которое обозначает начало нового богослужебного круга главных, двунадесятых церковных праздников, в каждый из которых Церковь воспоминает одно из событий поистине всемирно исторического значения, относящихся к спасению рода человеческого от власти ада и вечной смерти.
Праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается на восьмой день после церковного новолетия, 21 сентября по новому стилю, начинается церковный богослужебный год, потому что Пречистая явилась той дверью, через которую Безначальный, Невидимый и Непостижимый умом человеческим Бог вошел в наш тварный, вещественный мир видимым образом, облекшись в Ее утробе плотью и кровью, и, соответственно, восприняв нашу поврежденную в отпадении от Творца и Источника вечной Жизни природу; а праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа по новому стилю, годичный круг богослужений завершается.
И вот, 21 сентября, начиная богослужебный круг нового церковного года, Православная Церковь будет воспоминать и торжественно праздновать событие Рождества Пресвятой Богородицы. Событие, дорогие братья и сестры, не мифологическое, а историческое, т.е. реально произошедшее в истории человечества. Более того, по своей значимости для рода человеческого это событие стоит в одном ряду с такими великими событиями поистине всемирно-исторического значения как Благовещение, Рождество Христово, Воскресение и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.
Некоторые спросят, а в чем же, собственно говоря, значение этих событий, тем более всемирно-историческое? А в том, дорогие братья и сестры, что все эти события являются как бы вехами одного единого, и действительно великого, не только для судеб человечества, но и лично для каждого из нас, дела Божия, дела спасения рода человеческого от власти ада и вечной смерти. Потому что, после грехопадения наших прародителей Адама и Евы мы стали смертны, и все наши горести и радости стали временными, и каждому из нас предстоит умирать. А перед фактом личной смерти каждого из нас и все дела человеческие уже предстают в ином свете, как о том сказал премудрый Екклесиаст: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа» (Еккл.1:14).
Но еще в раю, сразу после грехопадения наших прародителей, Господь не только обрек первых людей, по их же, собственно говоря, и желанию, на познание добра и зла этой жизни вне рая и без Бога; но Господь дал им и утешительное обетование о том, что «Семя Жены сотрет главу змия», т.е. Родившийся от Жены победит диавола, - того древнего змия, который лестью и ложью погубил наших прародителей, лишив их и рая, и зрения Бога, и вечной жизни.
Ева думала что уже от нее родится Тот, Который победит диавола, и избавит их от смерти. Почему, когда Адам, после изгнания их из рая, познал жену свою, и она зачала, и у них родился первенец Каин, она сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1). Т.е. не от Адама сказала, что было бы правильным, а от Господа, тем самым, выражая надежду, что сей и будет Тем Семенем Жены, Который победит диавола.
Однако же, вскоре у них родился второй сын Авель, и со временем, как нам повествует Священное Писание, случилось первое братоубийство в роде человеческом, когда Каин по зависти убил Авеля, которого Сам Господь в Евангелии называет праведным (Матф.23:35) и пророком (Лук.11:51). И после этого Каин был изгнан от лица Господня с земли Эдемской на восток в землю Нод, и в его потомстве стало умножаться всяческое нечестие. И Ева увидела, что, увы, не Каин будет исполнением обетования Божия, а Авеля праведного уже нет.
Тогда, когда вместо двух старших детей Адама и Евы, из которых один не оправдал их веры, а другой безвременно погиб, у них рождается еще один сын, - Ева нарекает ему имя Сиф, «потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт.4:25). Тем самым, Ева возложила свою надежду об исполнении обетования Божия о том, что «Семя Жены сотрет главу змия» на Сифа, значение имени которого объяснено самой Евой, как возмещение той утраты, которую она понесла с гибелью Авеля.
И, хотя, Сиф и явился родоначальником благочестивых патриархов допотопного периода, в числе которых были и Енос, при котором люди впервые стали призывать имя Господа, т.е. возникли первые общественные богослужения; и Енох, который в благоговении и страхе Божием ходил пред Богом во все 365 лет жизни своей и, не видев смерти, подобно пророку Илие, живым, до времени, был взят в обители Божии так, что не стало его (Быт.5:24); и Ной, в потомстве которого человечество было спасено от потопа, и трое сыновей которого являются родоначальниками живущих ныне на земле народов.
Однако, не Сиф явился Тем Семенем Жены, Который избавил людей от власти ада и смерти, и не Ева стала той преблагословенной Женой, Которая родила Спасителя рода человеческого, ибо и Адам, и Ева, и Сиф, и произошедшие от него допотопные патриархи, которые, хотя и жили по 900 с лишним лет - все умерли, не прожив и тысячи лет.
Надолго Господь отложил исполнение Своего обетования о Пришествии в мир Спасителя рода человеческого, Того, Который, навсегда соединившись с человеком в Своем Рождестве от Девы Марии, восставил преждепадший в прародительном грехе образ Божий в человеке, победил диавола, властно разрушив его державу ада, и воскрес как Бог, дающий жизнь всему сущему, но воскрес по природе человеческой, тем самым, открывая и для нас будущий век через воскресение из мертвых.
Как велика Та, в Которой Бог соединился с человеком, и Которую мы величаем Богородицею. Которая млекопитала Творца веков, и Которая пеленала и носила на Своих пречистых руках Самого Вседержителя. Поистине, Царица Небесная достойна прославления во все времена и от всех родов небесных и земных. Пресвятая Богородица явилась той дверью через которую Творец всего сущего вошел в этот мир как человек, оставаясь при этом совершенным Богом. Вошел для того, чтобы людям вернуть не только утраченный образ Божий, но и даровать нам сыновнее достоинство Отцу Небесному.
Теперь, я думаю, будет понятно, почему Православная Церковь, достойно воспоминая исторические события связанные со спасением рода человеческого от власти ада и смерти, наряду с Господскими праздниками Рождества Христова, Крещения, Воскресения, Вознесения, и других, к числу двенадцати самых больших, или если говорить на церковно-славянском языке - двунадесятых праздников, относит и праздники Богородичные. Такие как, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение и Успение Царицы Небесной.
Так, «пронареченная от родов древних» пророками Моисеем, Исаией, Иезекиилем и другими, Пренепорочная Дева Мария должна была в Богом определенное время родиться на земле от плотских родителей, чтобы стать Матерью Сына Божия по плоти. И конечно, как для рождения Бога Слова по плоти необходимо было чистейшее и святейшее зачатие и материнство, так и Сама Царица Небесная, Которую в церковных песнопениях называют Честнейшей Херувимов должна была родиться от Богом уготованного рода и праведных родителей.
Посему, Пресвятая Богородица по отцу своему Иоакиму происходила из царского рода Давидова, а по матери Анне из первосвященнического рода Ааронова. Так, Царица Небесная по плотскому рождению Своему соединила в себе благородство царского и высоту архиерейского происхождения.
Но родители Богородицы, Иоаким и Анна, были не только высокими по своему происхождению, но отличались и своей добродетельностью и праведностью. По свидетельству древнего предания Церкви, они жили в маленьком Галилейском городке Назарете, и были людьми зажиточными. Но жили скромною, простою жизнью в согласии с заповедями Божиими и своей совестью. Своим достатком они служили не только своим потребностям, но и Богу, и ближним. Церковное Предание приводит такие слова праведного Иоакима: «Пусть будет имущество мое для всего народа, дабы отпустились мои грехи пред Богом, да смилуется надо мною Господь». Также, и на храм Божий они жертвовали столько же, сколько раздавали нуждающимся ближним, а сами пользовались лишь третьей частью своих доходов. Хотя, по закону, они должны были посвящать Богу лишь десятую часть своего имущества.
Но несмотря на такую богобоязненную и праведную жизнь, Иоаким и Анна, приготовляемые Божественным промыслом стать родителями Пресвятой Богородицы, и войти в достоинство, как их ныне величает Церковь Божия, - Богоотцов, - эти праведники нуждались еще в одном, и, поистине, Божественном средстве очищения и приготовления избранных Божиих к приятию высших даров - они нуждались в несении Креста Христова. Т.е в перенесении неправедных обид и поношений, нуждались в скорбях и печалях.
Постоянным источником скорбей и поношения для праведных родителей Пресвятой Богородицы было то, что они в продолжении пятидесятилетней супружеской жизни не имели детей. Нам теперь трудно представить каким великим горем, и источником какой скорби было для еврейской семьи не иметь детей. Сегодня многие не только не испытывают горя при бездетстве, но нередко даже радуются ему. Но тогда, в первом народе избранном, бесчадство рассматривалось как тяжкое наказание Божие за тайные, или явные грехи. В свое время бездетная Рахиль с отчаянием взывала к мужу своему Иакову: «Дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт.30:1).
И чем праведнее по жизни и более верующим был израильтянин, тем тяжелее было для него поношение бесчадства. Потому что все истинные ветхозаветные праведники жили верою в грядущего Машиаха, т.е. Мессию, Помазанника Божия, Который на греческом языке будет называться Христом. Но не зная Воскресения Христова - этого центрального события человеческой истории, не зная и богодарованного сыновства Отцу Небесному, которое открылось для нас в воплощении Сына Божия - Рождестве Христовом; они воспринимали и Мессию, и Мессианское Царство скорее в категориях политических и экономических, надеясь если не самим, то хотя бы в потомстве своем участвовать в благословенном Царстве Мессии. Почему, безчадство и убивало такие надежды, и повергало супругов в крайнюю скорбь. Избавлением же от такой скорби могло быть только рождение ребенка, как знак особого благоволения Божия, и как залог для родителей того, что имя их «не изгладится в Израиле» (Втор.25:6). И вот, праведные Иоаким и Анна, конечно, не мене е других чаявших утешения Израилева, - этого Мессианского Царства, - подверглись тяжелейшему испытанию в своей вере в правосудие Божие, оставаясь на протяжении 50 лет супружеской жизни бесчадными.
И угодно было Промыслу Божию, чтобы именно тогда, когда скорбь праведных Богоотцов достигла высшей степени, и поношение их в народе израильском стало уже открытым, именно тогда им и возвещена была величайшая радостная весть.
В то время наступил один из великих праздников в Израиле, когда по закону Моисееву, каждый израильтянин должен был «явиться пред лице Господне» в Иерусалимском храме, и здесь принести жертвы Богу. Праведный Иоаким всегда свято соблюдал это постановление закона. И ни дальность расстояния, ни преклонность старческого возраста не остановили его перед далеким путешествием в Иерусалим, где находился храм Господень. С чувством душевного умиления и благоговения, с приготовленной священной жертвой вступил старец во двор храма, ожидая очереди принести свою жертву Богу, и вознести свои молитвы Вседержителю. Вот, он перед первосвященником Иссахаром, совершающим народные жертвоприношения. И этот первосвященник, как нам повествует Церковное Предание, охотно принимавший дары других израильтян, неожиданно отталкивает дары Иоакима, прилюдно говоря ему при этом: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия. Видно, у тебя есть какие-нибудь грехи».
Горечь обиды и незаслуженного оскорбления была усугублена для праведного Иоакима еще и тем, что и со стороны окружавших, многие из которых знали его и его праведную жизнь, он не встретил никакого сочувствия. Даже более того, один рувимлянин, т.е. израильтянин из колена Рувимова, который был лишен Иаковом права первородства за тяжкий грех, сей потомок Рувима возвысил свой голос на Иоакима, - потомка царского рода Давидова, - и громко его оскорбил: «Ты не достоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства».
Можно ли праведнику нанести большую обиду, чем теперь сам высший служитель Иерусалимского храма нанес праведному Иоакиму, который всю свою жизнь отдал на служение Богу и своим соплеменникам. Который свято соблюдал все заповеди Божии, а теперь был отторгнут от жертвенника Господня, как величайший грешник, как последний из злодеев. Так это было по человеческому рассуждению, но не так это было пред очами Божиими. Ибо, именно теперь Иоаким достиг истинной праведности и будущего блаженства сынов Божиих по слову Спасителя, Который в Пришествие Свое сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матф.5:4). «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матф.5:6). «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день, и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лук.6:22-23). Праведно было Господу, перед тем, как даровать Иоакиму именоваться Богоотцом, привести его и в некое подобие Своему Крестному унижению и поношению.
Тяжело тогда было удрученному скорбью праведнику идти даже домой, нести свой незаслуженный позор к соучастнице своего горя праведной Анне. И Иоаким не возвратился в свой дом, а удалился в пустыню, к своим стадам. Там поставил свой шатер, и постился сорок дней и ночей, достигая Бога, и говорил в сердце своем: «Я не приму ни пищи, ни питья, но молитва моя будет мне пищею, а пустыня эта домом до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев».
Пока так скорбел и молился праведный Иоаким в пустыне, Анна, жена его, предавалась скорби и плачу в их доме. Слух о всенародном позоре мужа уже дошел до нее, и наполнил сердце праведной Анны глубокой печалью, а продолжительное отсутствие Иоакима удвоило ее скорбь, так что она говорила: «Я оплакиваю и вдовство, и бесплодие мое».
Но услышана была скорбная и слезная молитва Анны. И рыдание ее, как поется в церковном песнопении, преложилось на радость. И ей было явление Ангела Господня, который возвестил ей радостную весть, сказав: «Анна, Бог услышал молитву твою, - ты зачнешь, и родишь Дщерь Преблагословенную. Через Нее будет славен во всем мире род твой, через Нее получат благословение все племена земные, и всему миру будет даровано счастье. Имя же Ей будет Мария».
Первым порывом переполненного благодарностью сердца праведной Анны было обещание посвятить свою будущую Преблагословенную Дочь на служение даровавшему Ее Богу. «Пусть Она служит Ему, - сказала Анна, - и прославляет святое имя Божие день и ночь во все дни Своей жизни». И окрыленная этой радостью Анна спешит в Иерусалим, чтобы найти своего мужа, разделить с ним радость, и принести жертвы Богу в храме Его.
Одновременно с Анной, и праведному Иоакиму было явление Ангела в пустыне, который возвестил ему радостную весть: «Иоаким! Услышал Бог молитву твою. Жена твоя Анна зачнет, и родит тебе Дочь, рождение Которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину - иди в Иерусалим к храму Божию, и там, у Золотых врат, найдешь супругу твою, которой я возвестил то же самое». Обрадованный ангельским благовестием, праведный старец поспешил в Иерусалимский храм, и, действительно, у Золотых ворот нашел молящуюся Анну.
Молва о чудесном событии быстро распространилась среди народа. И когда Иоаким принес обильные дары Господу, то первосвященник Иссахар, который ранее грубо отверг жертвы Иоакима, теперь милостиво принял их. И радовались праведники вместе великой радостью, славословя Бога.
Когда же пришло время Анне родить, и она родила, то спросила ходившую за ней женщину: «Кого я родила?» Та ответила: «Дочь». Тогда воскликнула Анна: «Возвеселилась душа моя в сей день!»
И не только Анна возрадовалась и возвеселилась о том дне, но и все призванное к богосыновству во Христе Иисусе человечество, возрадовалось о Рождестве Пресвятой Богородицы, Которая явилась Той Божественной и Царственной Дверью через Которую Сын Божий, наш Творец и Спаситель, вошел в этот мир как Сын Человеческий; Которая явилась Той Лестницей, Которая приблизила к нам Небеса и сделала доступным Царство будущего века; и Которая стала Той Дщерью Преблагословенной, во чреве Которой, Бог в Сыне Своем Единородном благоволил навсегда соединиться с теми, кто возлюбил Его Предвечное Слово.
Рождество Пресвятой Богородицы явилось началом исполнения всех Божественных обетований, которыми жили и утешались патриархи и пророки, и все ветхозаветные праведники. По слову прп. Андрея Критского, сегодняшний праздник есть «начало праздников: он служит дверью к благодати и истине». А по слову прп. Иоанна Дамаскина «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость».
Желаю и я Вам, дорогие братья и сестры, радоваться в этот день о Рождестве Пресвятой Богородицы, событии поистине всемирно-исторического значения, которым открылось для нас исполнение домостроительства спасения рода человеческого от власти ада и вечной смерти.
Настоятель Свято-Ильинского храма
прот. Игорь Аксёнов.
2003 г.