Протоиерей Игорь Аксёнов. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ – ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ.


СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ – ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ.

Пасха является центральным праздником в Православной Церкви.

Почему? Потому что, после отпадения человечества в лице первых его представителей, - Адама и Евы, - от Бога, Который есть не только источник жизни, но и сама Жизнь, само Бытие, мы стали смертны, и все наши горести и радости стали временными, и каждому из нас предстоит умирать. А перед фактом личной смерти каждого из нас и все дела человеческие уже предстают в ином свете, как о том сказал премудрый Екклесиаст: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все -  суета и томление духа» (Еккл. 1:14).

Но Светлое Христово Воскресение – это не только праздник Воскресения Господа Иисуса Христа, это праздник нашего будущего Воскресения, потому что Воплотившийся Бог Воскрес именно по природе человеческой, воспринятой Им в Рождестве от Девы Марии и общей для каждого из нас, что открывает нам возможность участия в Его Воскресении. Т.е., на Пасху Христову мы радуемся не только о том, что Единородный Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, Воскрес и добро восторжествовало над злом, но и о нашем будущем воскресении.

Пасха, как и Рождество Христово – это единственные праздники действительно всемирно-исторического значения и наиважнейшего значения для каждого из нас. В Пасху мы празднуем самую главную победу – победу Господа Иисуса Христа над диаволом, его державой ада и вечной смертью. И эта победа совершена Христом для всех нас.

 

Надо сказать, что Пасха Христова - это не просто праздник, когда мы воспоминаем событие Воскресения Христова. Пасха - это сама суть христианства.

Если мы внимательно прочитаем книгу Деяний Святых Апостолов, то заметим, что Апостолы в своих речах не пересказывают Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, нигде не проповедуют никакого учения Христа. Для Апостолов самым важным является факт Воскресения Христова.

 

Воскресение Христово - является основой и самой сутью всей нашей Христианской веры. Потому что христианство – это не только и не столько учение о нравственности, сколько вера в совершившийся факт Воскресения Христова, из которого проистекает и христианская нравственность и всё остальное, присущее нашей вере. Поэтому, вся первая проповедь Апостолов, согласно Книге их деяний, заключается в свидетельстве о тех событиях Распятия и Воскресения Христова, очевидцами которых они и стали.

Собственно говоря, и Господь, предваряя сошествие Св. Духа на Апостолов, говорит им: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Т.е. будете свидетельствовать о событиях Моего Распятия и Воскресения. При этом, надо заметить, что Апостолы говорят о Воскресении Христовом не только, как о событии в жизни Господа Иисуса, но прежде всего, как о событии, касающемся жизни каждого из нас.

Как пишет прот. Георгий Флоровский, «все первохристианство преисполнено радостью Воскресения, светлым предчувствием завершительного исцеления и восстановления всей твари. Пусть яд смерти, вошедшей в мир через грех, еще действует в тканях человеческого естества, - безнадежность смерти сокрушена и сила ее истощилась,...».

«Правда, мы и теперь умираем прежней смертью, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - но не остаемся в ней... Сила смерти в том, что умерший не имеет возможности вернуться к жизни... Если же он после смерти оживет и при том лучшею жизнью, то это уже не смерть, но лишь успение».

И мы теперь уже не только веруем в наше будущее воскресение, но и участвуем в нём в Таинстве Причастия Тела и Крови Господа Иисуса Христа, которое есть не что иное, как участие в человеческой природе Христа, которая ИпостасНо в Его Божественной  Личности, соединена с Его Божественной природой, единой для всех Трёх Лиц Пресвятой Троицы.

Господь прямо говорит Своим Ученикам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Как послал Меня живущий вечно Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан. 6:54,57). На Божественной Литургии нам, по слову сщмч. Игнатия Богоносца подаётся святейшее «врачевство бессмертия» через приобщение нас к Источнику самой жизни, Который не имеет ни начала ни конца и является единственной Причиной бытия всего сущего.

 

Но возникает вопрос, а каков образ нашего воскресения? Ибо многие и ныне, именующие себя христианами, представляют будущую жизнь в бестелесном виде и думают, что воскресение относится к нашей душе. Но мы сотворены не духами, а духовно-телесными существами, в которых есть как духовный мир, - наша внутренняя жизнь, - так и телесная, овеществлённая жизнь. Мы участвуем не только в жизни духовного мира, но и обладаем вещественным творением Божиим.

Дух, будучи бестелесным, не может обонять запахи леса, или осязать тепло родного человека, или наслаждаться вкусом спелого плода – это не его удел. А мы живём одновременно в двух мирах, которые тесно переплетаются, оказывая взаимное влияние, когда наши идеи становятся реальными делами, а наши слова и дела определяют состояние нашего духа. Человеческая природа не есть телесный мешок с душой внутри, а есть теснейшее соединение двух сотворённых Богом природ в единый человеческий организм, который живёт, по образу Божию, как личность, свободно обладающая собственной духовно-телесной природой, действующая посредством её и определяющая её состояние как в этом, так и в будущем веке.

Поэтому и наша смерть есть не освобождение души из телесной темницы, а затрагивающая всё наше существо, до самых его глубин, тяжелейшая травма разделения того, что изначально сотворено неразделимым. Смерть не освобождает нас от телесных уз, а делает нас ущербными, пока мы снова не облечёмся в телесные одежды.

Но благодарение Господу, Который, по слову Апостола Павла, есть «Спаситель тела» (Ефес. 5:23). Ибо Господь наполнил Своей Божественной жизнью не только воспринятую Им в Рождестве от Девы Марии человеческую душу, но и Воскрес в обоженном Им человеческом теле. И Церковь Христова всегда учила не о загробной вечной жизни души, а о будущем телесном воскресении. Поэтому, один из раннехристианских апологетов св. Иустин Философ и Мученик в «Разговоре с Трифоном иудеем» прямо говорит: «Если Вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианами,… и не признают воскресения мёртвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами, подобно тому, как здравомыслящий не признаёт Иудеями – Саддукеев или тому подобные секты…».

 

Но возникает вопрос, неужели мы снова воскреснем прежними людьми? Снова будем не только радоваться жизни, но и страдать, болеть и умирать? Не похоже ли это на вечное колесо сансары бесконечных перевоплощений от ужаса которого искал выход бегством в нирвану личностного небытия Гаутама Будда?

Конечно нет! Подлинная победа над смертью состоит не в том, чтобы умерший снова ожил и возвратился к прежней земной жизни, а в том, чтобы его тело, как и душа, наполнились жизнью вечнобытийного Бога, были обожены, преображены по подобию своего Творца и Жизнеподателя таким образом, чтобы для смерти, которая есть не что иное, как отсутствие жизни, которой обладает только Святая Троица, уже не нашлось места в человеческой природе. Поэтому и «Христос, - как пишет Апостол Павел, - воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:9).

«Этим объясняется, - пишет Патриарх Сергий (Страгородский), - почему Лазарь, воскресший в тленном теле, не мог выйти из гроба без предварительного отваливания камня; почему пелены, которыми было обвязано его тело при погребении, остались на теле и продолжали его связывать и по воскресении, нужно было их развязать, чтобы освободить Лазаря. В противоположность этому воскресшая плоть Христа-Жизнодавца свободно вышла из гроба и из пелен, даже не затрагивая их; всё это осталось где-то далеко внизу и потеряло силу удерживать Воскресшего, принадлежащего уже другому миру…

Если допустима здесь какая аналогия, то скорее лучше представить себе лёд, обвязанный пеленами. От тепла лёд тает и вода уходит из пелен, оставляя их по-прежнему связанными; они уже не могут удержать воду. Так и пелены погребенного Христа оставались в гробу связанными в том виде, как они облекали тело Погребенного, но последнего в них уже не было».

 

Но опять возникает недоумение, как же Господь воскрес телесно, если ни погребальные пелены, ни каменная пещера с приваленным и опечатанном камнем на входе в неё не могли препятствовать выходу из неё Воскресшему Господу Иисусу Христу? В каком теле Воскрес Христос?

Господь, по Воскресении Своём, неоднократно являлся Своим Ученикам, Апостолам, в теле Своего Воскресения, что они, как самовидцы Воплотившегося и Воскресшего Бога подробно и описали в своих евангельских повествованиях.

Вот как повествует о событии Воскресения Евангелист Иоанн:

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Иоан. 20:1-9).

Следует отметить, что Евангелисты не повествует о том, как Воскрес Христос. Они пишут лишь о явлениях уже Воскресшего Господа, само же событие Воскресения не описывают, потому что они его и не видели. Воскресение совершилось до сошествия Ангела, который только отвалил камень от входа в погребальную пещеру для того, чтобы показать пустой гроб, погребальные пелены и свитый вокруг головы усопшего Христа плат, который удивительным образом сохранил форму повития при отсутствии тела Господа Иисуса Христа.

Об этом хорошо благовествует Евангелист Матфей: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Матф. 28:1-7).

При Воскресении Господа Иисуса Христа не только не был отвален камень от входа во гроб, но и печать, которой он был запечатан иудеями из опасений похищения Его тела не была нарушена.

Воскресший Господь вышел из гроба, оставив в нём свитые погребальные пелены, не только не разрушив его стен, но и сохранив целой печать, которой был запечатан камень, заграждавший вход в него. Всё это говорит о том, что тело Воскресшего Христа уже не принадлежало этому вещественному миру.

 

Но может тогда это было вовсе и не тело?

Именно так и подумали Апостолы, когда к ним через запертые на ключ двери вошёл Воскресший Спаситель (Иоан. 20:19) и, как пишет об этом Евангелист Лука, «стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лук. 24:36-43), для того, чтобы удостоверить их в том, что Он пребывает в теле.

Но самое радостное и удивительное, что это было тело наше, человеческое, воспринятое Господом в Рождестве по плоти от Девы Марии, но только тело это было уже обоженное, живущее не автономной от Бога биологической жизнью, а оживотворённое и исполненное жизнью Самого вечнобытийного Бога, что хорошо видно из описания Евангелистом Иоанном испытания ран Христовых Апостолом Фомой. Вот как он повествует об этом событии:

«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20:24-28).

Раны Христовы, которые были абсолютно несовместимы с биологической жизнью, не закрылись, мы не видим регенерации тканей плоти Христовой, но, одновременно, Апостолы однозначно утверждают, что Господь жив Своей человеческой телесной природой, что вынуждает нас уже говорить о совсем иной, не биологической, жизни Его тела, которое Ап. Павел именует телом духовным. Воскресший Господь хотя и возвратился в восстановленной полноте Своей Богочеловеческой природы в этот мир, но по сути уже не принадлежал ему, несмотря на то, что Его воскресшая плоть оставалась и по Воскресении прежней Его плотью, со всеми её индивидуальными признаками вплоть до телесных ран от Распятие на Кресте.

Евангелисты, повествующие, прежде всего о факте Воскресения Христова, не богословствуют о преображенном теле Воскресшего Богочеловека, но в их немногих словах нам открывается удивительная, превосходящая наши самые смелые мечтания тайна нашей будущей телесности. Несколько подробнее об этом пишет Апостол Павел в 15-й главе Первого послания к Коринфянам.

Апостол язычников прежде всего подчёркивает неразрывную связь Воскресения Христова и будущего воскресения мёртвых. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:13-19).

Действительно, без нашего воскресения в жизнь будущего века не только наш крестный жизненный путь, зачастую сопряжённый со страданиями и смертью за Христа обессмысливается, но и само Воскресение Христово становится бессмысленным. Господу Иисусу Христу, - Который есть Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Совершенный Бог, - не нужно было ни Воплощение, ни Воскресение. Если же «Христос воскрес из мертвых», то только для того, чтобы быть «первенцем из умерших» (1 Кор. 15:20), быть первым в бесконечном ряду умерших, воскресающих для вечной жизни в Боге в теле усыновления.

Как от Адама все получили смертную природу и умирают, так, соединившись со Христом, «все оживут» (1Кор. 15:22). И оживут непременно в полноте своей духовно-телесной человеческой природы, но природы обоженной, приобщённой через действие нетварных Божественных энергий к бытию Триипостасного Бога. Поэтому, Господь и говорит, что сынами Божиими являются именно сыны воскресения: «Сподобившиеся достигнуть того века, и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лук. 20:35-36).

Апостол Иоанн Богослов в своём Соборном Послании пишет о будущем теле воскресения следующее: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими… Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3:1-2).

Ныне же мы приняли в Таинстве Крещения ещё только «Духа усыновления, Которым, - как пишет Апостол Павел, - взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться…  Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим. 8:15-24).

И надежда наша в том и заключается, что мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века». Поэтому от Апостольского века и до сегодняшнего дня, и до конца времени отношение к событию Воскресения Христова остаётся той гранью, которая отделяет веру от неверия.

 

Настоятель Свято-Ильинского храма
протоиерей Игорь Аксёнов.