Протоиерей Игорь Аксенов.
СЛОВО В НАЧАЛЕ ПЕНИЯ ПОСТНОЙ ТРИОДИ.
В это воскресенье, дорогие братья и сестры, в богослужебной жизни Русской Православной Церкви произошла ежегодная перемена: закончился круг недель после Пятидесятницы и начался богослужебный период Великого Поста, когда служба в православных храмах совершается по Постной Триоди. В прошедшее воскресенье, которое в церковных календарях именуется Неделей о мытаре и фарисее, на Всенощном бдении, Церковь уже, преклонив колена, молилась Господу словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...»
Это не значит, что в воскресенье уже начался Великий пост, но означает, что в православных храмах начались приготовительные недели перед Великим постом, который в этом году начнется 18 марта и завершится светлым праздником Пасхи Христовой 5 мая.
Великий Пост, который продолжается сорок девять дней, предваряется тремя приготовительными к нему неделями, на которых богослужения, частично, уже приобретают великопостно-печальную окрашенность и покаянную направленность. И, поэтому, всех дней, когда богослужение Церкви побуждает верующих к покаянному очищению своих сердец от всякой злобы, духовной скверны, неправды и лукавства будет семьдесят. Столько в православных храмах будет продолжаться пение Постной Триоди, которое завершится в Великую Субботу, и, начиная от дня Святой Пасхи и до самой Пятидесятницы, православное богослужение будет наполнено радостными и торжествующими текстами, взятыми уже из Триоди Цветной.
Вот, дорогие братья и сестры, совсем недавно мы с Вами, праздновали Рождество Христово, и радовались о Пришествии в мир Спасителя, Который восставил преждепадший в Адаме образ Божий в человеке, и избавил род человеческий от власти ада и вечной смерти. Теперь нам остается только усвоить лично для себя эти драгоценнейшие Дары Спасителя.
Воплотившийся Бог открыл для рода человеческого Царство будущего века, и ищет спасения от вечной тьмы и муки для каждого из нас, но Бог не может спасти нас без участия нашей свободной воли, насильно вторгаясь в нашу личностную свободу. Бог не может насильно заставить нас полюбить Его и Его Царство Света и Истины, потому что свобода нашей личности является частью образа Божия в нас, и лишение нас внутренней свободы возвращает человека в мир зверей, которые не сообразуют свои действия с нравственным идеалом Абсолютного Бога, и, движимые инстинктами, не терзаются угрызениями совести за неподобные своему Творцу поступки.
Поэтому, лично от нас, от нашего свободного произволения, зависит и наше личное спасение. Если целью и смыслом нашей жизни становится достижение богатства, власти и славы в этом мире, то, не надо обманываться, мы ищем не Царства Божия, а царства этого мира, про который Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своем Соборном Послании Церкви прямо сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоан. 2:15-17).
И сколько бы мы не называли себя христианами и православными, если сокровищем нашего сердца является этот мир с его преходящими ценностями, мы - часть его, и бог наш, как высший идеал и духовное наполнение нашей жизни, не Христос, а князь мира сего, которого Священное Писание именует «великим драконом, древним змием, называемым диаволом и сатаною, который обольщает всю вселенную» (Откр. 12:9).
Более того, вопрос спасения - это не просто вопрос выбора между царством князя преходящего образа мира сего и вечным Царством Бога и Христа Его. Это вопрос о глубиннейшем изменении не только своей внешней жизни, но и всего своего внутреннего, духовного мира. И такое изменение достигается только личным, как правило, крестным усилием, о чем Господь и возвестил слушающему Его народу: «От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11:12).
Царство Божие начинается внутри нас (Лук. 17:21). Потому что в нашем сердце, в сердцевине нашего внутреннего человека может быть как и ад, так и рай. И именно «из сердца человеческого, как сказал Спаситель, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк 7:21-23), и не дает ему достигнуть вечной славы сынов Божиих в Царстве Отца Небесного и, соответственно, спасения от тления и погибели века сего преходящего.
Но, люди, как правило, не видят себя такими, какие они есть на самом деле; или, точнее, не видят себя в Свете Христовом, и не хотят видеть себя в этом Свете Истины, но, предпочитают видеть себя в свете ценностей преходящего образа мира сего, и быть обольщаемыми князем его, сатаной, лишь бы только не увидеть себя осужденными в истинном Свете. Ибо суд Божий уже начался с самого Пришествия Сына Его в наш мир, с Рождества Христова, и «состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан. 3:19-21).
И вот, мы видим, как волхвы, которых церковное предание не только называет по именам Мельхиор, Гаспар и Валтасар, но и именует князьями, спешат с далекого востока в Иерусалим на поклонение Воплотившемуся Царю и Богу, Свету Истины, Которого они, не видя, возлюбили, и, устремив свое умное око в горний мир, обрели; а незаконный царь Ирод, узнав от них о рождении законного Царя иудейского, в страхе потерять свой трон ищет, как убить Воплотившегося «Царя царей и Господа господствующих» (Откр. 19:16), и вместо вечного Царства обретает вечную погибель.
Сегодня, когда Господь отворил перед нами дверь Веры, «и никто не может затворить ее» (Откр. 3:8), когда все могут слышать и постоянно слышат много слов о Христе, о спасении, о Православной вере и Церкви, которая есть не что иное, как открытая дверь в Царство Божие, спрашивается, много ли желающих войти? Нет, не очень. Почему же? Потому что миру не нужен Христос - Спаситель, Который может спасти нас от насилия греха и страстей в нас самих, от господства в нас «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22), от власти диавола, ада и вечной погибели.
Почему же людям не нужен Христос - Спаситель?
Потому что люди не видят себя погибающими от грехов своих. Как о том очень хорошо сказал, характеризуя последнее состояние человечества перед Пришествием Христовым прп. Нил Афонский Мироточивый: «Злодеяния же, которые будут творить люди, превзойдут злодеяния современных потопу людей. У всех будет разговор только о зле, намерения только злые, соизволение злое, сотоварищество только на зло, деяния у всех только злые, всеобщее злое хищение, всеобщее злое притеснение, всеобщее злое обособление, всеобщее злое разъединение. При всем этом будут думать, что и делатель зла спасается» (Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого Афонского. Репринтное издание, СПб, 1996, с. 73).
Так и каждый из нас, несмотря на совершенную очевидность факта своей греховности, мнит о себе не только как о спасенном праведнике, но и как о судье, которым судится этот мир. И поэтому, первой и главнейшей целью духовной жизни христианина является познание самого себя в Свете Христовом. Чтобы увидеть себя таким, какой ты есть на самом деле перед Лицом Абсолютной Истины. Не миф о себе, который ты выдумал, чтобы прикрыть им свою греховную наготу, и который каждый из нас старается внушить всем окружающим, а увидеть подлинное свое состояние в Свете Слова Божия и Заповедей Христовых.
Вчера Православная Церковь, приготовляя верующих к посту и покаянию, в первый день пения Постной Триоди, притчей Господней о мытаре и фарисее, напоминала нам о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели человеческой, а, также, и о гордости, как причине падения вождя погибели - диавола, и главном источнике нашей греховности и неподобности Богу, Который от начала даровал человеку не только Свой образ, но и возможность быть подобными Ему в любви, которая есть вершина и совокупность всех богодарованных нам совершенств.
Я позволю напомнить Вам, дорогие братья и сестры, евангельский текст Притчи Господней о мытаре и фарисее, который читался вчера в православных храмах:
«Сказал Господь к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, говорит Господь, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук. 18:9-14).
В своих богослужебных текстах и песнопениях из Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее Церковь призывает нас отвергнуть «высокохвальную гордыню», «лютое возношение» и «надмение мерзкое». И так как фарисей хвалился перед Богом тем, что он дважды в неделю постится, то Православная Церковь, издревле, постановила для верующих пост в среду и пятницу, на Неделе о мытаре и фарисее, отменять. Поэтому, эта седмица у православных называется сплошной, т.к. в среду и пятницу на этой неделе мы пост не соблюдаем.
Почему же для христианина так важно видение своих грехов, и так опасно гордостное и мнимо праведное фарисейство?
В свое время, святитель Игнатий Брянчанинов очень точно заметил, что «не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?» (Творения иже во святых отца нашего свт. Игнатия, еп. Ставропольского. Сретенский монастырь, 1997. Том 4, с. 378). «Несчастлив тот, кто удовлетворен собственной человеческой правдой - ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф. 9:13)» (Там же, с. 24).
И действительно, как можно призвать праведника к покаянию? В чем он будет каяться, если он безгрешный праведник?
Но, вот в чем вопрос, а может ли быть праведник безгрешным? По внешней стороне жизни, еще можно как-то умозрительно предположить, что да, такое, вероятно, и возможно. Но, если рассмотреть внутреннюю жизнь человека, то мы увидим, что, увы, каждая наша добродетель обкрадывается всевозможными лукавыми и злыми помыслами, расчетом, тщеславием, корыстью, лицеприятием, ревностью, завистью и т.п. греховными движениями нашего сердца. Поэтому, Господь так нещадно и обличал современных Ему «праведников», говоря им: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:25-28).
Об этом же пишет в своем Соборном Послании, обращаясь к Церкви, и Апостол Иоанн Богослов: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Иоан. 1:8-10).
И действительно, о том спасении, Которое Господь принес в мир людям, возвестил, еще прежде Рождества Христова, Ангел Господень Иосифу, говоря: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21). А мы говорим, что у нас грехов нет. Следовательно, мы, по слову Апостола Иоанна Богослова, представляем Господа лживым. Вот к чему приводит признание себя праведным, что возможно лишь при крайней духовной слепоте и не видении своих грехов, как следствия самообольщения. Самообольщение же всегда соединено с так называемой святыми отцами «бесовской прелестью», которая состоит в принятии лжи за истину и в увлеченности этой ложью.
И вот эта ложная мысль о мнимой праведности, как пишет свт. Игнатий Брянчанинов, «делает всю жизнь, основанную на ней, непотребной. Это доказал опыт: явные грешники, мытари и блудницы уверовали во Христа, а фарисеи отвергли Его. Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они - утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство. Фарисеи по наружности были ближайшими и точнейшими служителями и ревнителями истинного богопочитания, а, в сущности, совершенно отчуждились от Бога, сделались Его врагами, чадами сатаны (Иоан. 8:44). Когда обетованный Мессия, Которого страждущее человечество ожидало в течении нескольких тысячелетий, явился среди них с неоспоримыми свидетельствами Своего Божества - они не приняли Его. Сознавая Его, при сознании, предали позорной казни, сделались богоубийцами» (Творения иже во святых отца нашего свт. Игнатия, еп. Ставропольского. Сретенский монастырь, 1997. Том 4, с. 25).
Каким же образом христианин может достигнуть видения своих грехов?
На этот вопрос свт. Игнатий Брянчанинов отвечает следующим образом: «Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его, хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца. Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы с грехом, кто встал на доброй страже во вратах дома своего с обнаженным мечом, - глаголом Божиим, - кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приближался к нему.
Кто совершит великое дело - установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего.
Блаженна душа, узревшая гнездящийся в себе грех! Блаженна душа, узревшая в себе падение праотцев, ветхость ветхого Адама! Такое видение греха своего есть видение духовное, видение ума, исцеленного от слепоты Божественной благодатью. С постом и коленопреклонением научает святая Восточная Церковь испрашивать у Бога зрение греха своего» (Творения иже во святых отца нашего свт. Игнатия, еп. Ставропольского. Сретенский монастырь, 1997. Том 2, с. 122-123).
Поэтому, дорогие братья и сестры, уже в первый день пения Постной Триоди, на Всенощном бдении в Неделю о мытаре и фарисее, Церковь, преклонив колена, молилась Господу словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...», а на воскресной Литургии, чтением притчи Господней о мытаре и фарисее призывала нас на борьбу с самомнением, самообольщением своей мнимой праведностью и осуждением, уничижением, презрением и злословием своих братьев и сестер в Господе и едином для всех Спасителе нашем Иисусе Христе.
Настоятель Свято-Ильинского
храма в городе Выборге
прот. Игорь Аксенов.