ФЛАВИЯ ЮЛИЯ ЕЛЕНА АВГУСТА – СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ МАТЬ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ЦАРЯ КОНСТАНТИНА.

Протоиерей Игорь Викторович Аксёнов,
председатель Отдела религиозного образования
и катехизации Выборгской епархии,
настоятель Свято-Ильинского храма г. Выборга,
кандидат философских наук.


ФЛАВИЯ ЮЛИЯ ЕЛЕНА АВГУСТА – СВЯТАЯ
РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ МАТЬ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ЦАРЯ КОНСТАНТИНА.

Текст выступления на Покровских чтениях в Хельсинки в 2015 г.

Как дело спасения человека от власти ада и вечной смерти требовало не только Нового Возглавителя рода человеческого, Второго Адама, но и Новой Евы, Пресвятой Девы Марии, исправляющей грех Евы ветхой, так и в деле приведения народов как Ромейской державы, так и Росской к спасительной Вере в Воплотившегося Сына Божия незаменимую роль сыграли святые родительницы: равноапостольная царица Елена и равноапостольная княгиня Ольга. Если жизнеописание праматери равноапостольного князя Владимира достаточно хорошо известно, то утверждать подобное о матери равноапостольного царя Константина будет достаточно опрометчивым.

1. Равноапостольные Константин и Елена
1. Равноапостольные Константин и Елена

Точный год рождения равноапостольной матери первого христианского правителя Римской империи неизвестен. Но, исходя из сообщения Евсевия Кесарийского о том, что она скончалась «почти на восьмидесятом году своей жизни»1 можно предполагать, что равноапостольная Елена родилась около 250 года. Также, благодаря свидетельству Прокопия Кесарийского2, - секретаря одного из главных полководцев императора Юстиниана - Флавия Велизария, - известно место её рождения – городок Дрепан (ныне город Херсак в Турции). В 327 г. Константин I издал декрет по которому родной город его матери был переименован из Дрепана в Еленополь (греч. Εληνοπολις ). И сам император провёл в этом городе много времени в последние годы своей жизни.

Современные историки, опираясь на единственное упоминание о роде занятий Елены до встречи с Констанцием в «Слове на смерть Феодосия Великого» св. Амвросия Медиоланского, который назвал её «stabularia», т.е. служанкой, делают предположение, что Елена или помогала своему отцу на конной станции, разливая вино путникам, или просто работала служанкой в трактире. Ничего исторически достоверного о её отношениях с Констанцием Хлором неизвестно кроме единственного краткого упоминания блж. Иеронима Стридонского, который называет её конкубиной, т.е. неофициальной постоянной сожительницей Констанция3. Но, это упоминание, будучи единственным, не может претендовать на серьёзную достоверность.

27 февраля, предположительно 272 года, в городе Наисс (или на сербском «Ниш») Елена родила сына – Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего равноапостольного царя Константина Великого. Больше детей у Елены не было или, по крайней мере о них ничего не известно. Место её дальнейшего жительства и род её занятий неизвестен. Вот, собственно говоря, и всё, что нам известно из достоверных исторических источников о жизни Елены до провозглашения её в 324 году её сыном Константином августой, т.е. императрицей, и её паломничества на Святую Землю на закате её жизни.

Недостаток достоверной исторической информации о жизни равноапостольной Елены, а также о детстве и юности будущего императора Константина Великого был восполнен в странах Европы различными легендами и преданиями.

Среди легенд, возникших в средневековой Франции, следует отметить легенду о детстве Константина, которая дошла до нас в изложении неизвестного автора - «Повесть об императоре Кустанте»; и стихотворной версии также неизвестного авторства под названием - «Сказ об императоре Кустанте». Единственная сохранившаяся рукопись «Повести» конца XIII века хранится в Национальной библиотеке Франции4 и, также, единственная сохранившаяся рукопись «Сказа» конца XIV века хранится в Королевской библиотеке Копенгагена.

О чём же говорится в этой французской легенде о детстве и юности будущего императора Константина. Сюжет «Повести» и «Сказа» в стихах мало чем отличается один от другого:

Некий император Византии (в «Повести» Мюзлен, а в «Сказе» Флориан), оказавшись случайным свидетелем рождения ребёнка из незнатной семьи, узнаёт, что родившемуся звёздами предначертано стать супругом его единственной дочери и наследником его трона. И он в гневе решает воспротивиться судьбе.

«Случилось так, что император Мюзлен шёл вместе с одним из своих рыцарей по городу, который ныне носит имя Кустантинобль; луна светила очень ярко; они шли, пока их не остановили крики одной христианки, которая разрешалась от бремени… Муж этой женщины находился наверху, на солярии, и то молил Бога, чтобы Он освободил её от бремени, то молил Его не делать этого. Император слушал его долгое время, а затем сказал рыцарю: - Слышал ли ты как этот мерзавец молится, чтобы его жена не освобождалась от своего ребёнка, а потом молится, чтобы она родила его? Он несомненно хуже разбойника…

Они вошли внутрь, и император сказал: - Ну, мерзавец, скажи мне по правде, почему ты то молишь своего Бога, чтобы Он освободил твою жену от бремени, то молишь, чтобы Он не делал этого? - Сир, - ответил он, - я охотно объясню вам, в чём дело. Я учёный человек и… к тому же знаю порядок движения звёзд и планет; когда я ясно видел, что, если моя жена родит при определённом расположении звёзд… ребёнок встанет на путь погибели… Но когда я видел, что наставал благоприятный момент и благоприятное расположение звёзд, я молил Бога, чтобы Он освободил её. И на этот раз я так сильно умолял Его, что Он услышал мою молитву… Знайте, истина в том, что ребёнок, который здесь появился на свет, возьмёт в жёны дочь императора этого города, родившуюся лишь неделю тому назад; и к тому же он станет императором и сеньором этого города и всей земли»5.

Разгневанный правитель Византии решает воспротивиться судьбе и не допустить брака своей дочери с простолюдином. Он приказывает своему рыцарю тайно выкрасть младенца, и когда тот приносит его в замок, то он, как повествует в стихах неизвестный автор «Сказа об императоре Кустанте»:

«…схватил нож и рассёк
Нежное тельце дитя
От шеи и до пупка,
И когда уже был готов
Из раны кровоточащей
Сердце вырвать живое,
Постельник отвёл его руку,
Промолвив: «Сир, ради Бога,
Всё кончено, он почти мёртв,
Позвольте его унести
И бросить в глубокое море»6.

Слуга уносит раненого младенца, но по дороге им овладевает жалость и он оставляет его на навозной куче у стен христианского монастыря. Монахи по-утру находят плачущего ребёнка и приносят его настоятелю монастыря. Он, увидев рану на теле младенца призывает лучших врачей, которые назначают огромную цену за его лечение. По этой причине аббат нарекает младенца Кустантом, что в переводе значит «Дорогостоящий». Когда младенец возрос, настоятель монастыря, видя его способность к наукам, приставляет к нему лучших учителей. Так Кустант вырастает прекрасным, образованным и учтивым юношей.

Но, как далее пишет автор «Сказа»:

«Пришло время аббатству
Решать дело с выплатой дани.
Сев на коня, предстоятель
Отправился в город Византий
Вместе с верным Кустантом.
Достигнув славной столицы,
Два всадника, отрок и старец,
Сразу к дворцу повернули,
Там спешились и Флориану (правителю)
учтивейше поклонились.
Тот, соблюдая обычай,
Аббата позвал в хоромы,
За стол, полный яств, усадил
И трапезу с ним разделил.
Кустант своему господину
Прислуживал так умело,
Что Флориан, поражённый,
Тут же спросил у аббата:
«Кто отрок этот прекрасный?»
Аббат не утаивал правды
И рассказал, что привратник
У ворот нашёл его в ранах,
Завёрнутого туго
В ярко-красное одеяло.
Император понял сразу,
что перед ним находится тот,
Кому судьба предвещала
иметь его дочь и державу,
И печаль вошла в его сердце.
«Аббат, - молвил он, - отрок сей
Достоин служить при дворе,
Отдайте его, и от подати
Свободны вы тридцать лет.
Тот не посмел отказать…
Так остался… Кустант
При королевском дворе.
Флориан же думал о том,
Как бы покончить с ним,
Хотя мысль та претила ему,
Ибо отрок был ему люб.
Но не мог он перенести,
Чтобы тот, кто низко рождён,
Обратил корону в позор
И унизил знатную дочь»7.

Несколько дней спустя император отсылает Кустанта в свой родовой замок с письмом следующего содержания к управляющему: «Я, император Византии и сеньор Греции, извещаю Вас, моего кастеляна…, что когда вы получите это письмо, вы должны убить или поручить другому убить того, кто принесёт вам моё послание, не мешкая, сразу же, как только тот отдаст его в ваши руки…»8.

Так Кустант отправился в родовой замок императора Византии, не зная, что везёт с собой собственную смерть. «Когда Кустант въезжал в город, был обеденный час. Он подумал, как того пожелал Бог, что не пойдёт сразу к кастеляну, а подождёт, пока кончится время обеда… И он отправился в сад. Сад был очень большим; юноша снял уздечку с коня,… сам же устроился в тени под деревом; здесь было прохладно, и он быстро заснул»9.

К его счастью в это время императорская дочь гуляла в саду и, увидев спящего Кустанта, который поразил её своей красотой, решилась прочитать письмо, которое находилось в шкатулке при нём. Узнав жестокое содержание письма, она решила подменить его и, взяв один из чистых листов пергамента с печатью её отца, которые были даны ей отцом на случай непредвиденных обстоятельств, она написала письмо от его имени совсем другого содержания:

«Я, король Мюзлен, император Греции и города Византии, приветствую своего кастеляна Византия. Я приказываю вам выдать мою дочь по нашему закону замуж за того, кто принесёт вам это письмо, ибо мне сообщили и я теперь знаю, что он, действительно, благородный человек и достоин стать супругом моей дочери. Устройте великое веселье и великий праздник для всех жителей города и для всей моей страны»…

Кастелян поговорил с баронами и показал им это письмо, и все они согласились, что воля императора должна быть исполнена. Вот таким образом Кустант сочетался браком с дочерью императора»10.

Когда император вернулся в Византий и узнал о происшедшем, то, будучи человеком мудрым, решил не противиться воле своей дочери и сложившимся обстоятельствам. А «по тому, как всё это случилось, он понял свою вину и раскаялся в том, что пожелал воспрепятствовать неизбежному ходу вещей. Император возвёл супруга своей дочери в рыцари и завещал ему, когда оставит мир, всю свою землю. Кустант жил праведно и мудро…, прошло немного времени и его сеньор, император скончался… и императором стал Кустант. Аббата, который его воспитал… он сделал своим советником. По совету аббата и по воле Всемогущего Бога император Кустант крестил свою супругу, и все люди этой земли приняли веру в Иисуса Христа. У императора Кустанта и его жены родился сын и наследник, которому дали имя Кустантин и который впоследствии прославился на весь мир благородными деяниями. И город, который до того назывался Византием, стал именоваться Кустантиноблем в честь его отца Кустанта, который так дорого стоил»11.

На этом «Повесть о короле Кустанте, императоре» кончается.

По сути, в этих двух французских сочинениях неизвестных авторов главной темой является назидание о тщетных усилиях человека противостоять воле Божией. Говорить о реальности изложенных в «Повести» и «Сказе» событий невозможно. Но, очевидно, что потребность в христианском мире узнать о происхождении Константина Великого, как богоизбранного крестителя Римской империи, и его равноапостольной матери нашли адекватную для того времени форму выражения.

Но, помимо французского варианта легенды о происхождении царя Константина и царицы Елены существует ещё и итальянская легенда, которая сохранилась в двух латинских письменных версиях неизвестных авторов. Первая версия была опубликована в 1879 г. в Лейпциге Эдуардом Хайденрайхом под названием «Книжка неизвестного автора о Константине Великом и о его матери Елене»12.

Вторая версия итальянской легенды о Константине и Елене базируется на рукописях неизвестных авторов, обнаруженных в 1903 г. Амосом Пардуччи, - «История Елены, матери императора Константина, которая нашла крест Господа нашего Иисуса Христа»13, и второй рукописи, обнаруженной в 1921 г. Альфонсом Хилкой - «О рождении императора Константина»14. Если в первой версии анонимный автор ведёт происхождение Елены от «какого-то знатного рода из города Трира»15, то во второй версии Елена предстаёт принцессой, дочерью «короля Британии по имени Кел»16. В «Каталоге святых» (1543 г.) Пьетро де Натали, который информацию о святой Елене приводит по рукописи «О рождении императора Константина» (о чём речь будет идти ниже), в книге седьмой, главе LXXIII «О святой царице Елене» написано:

«Царица Елена была матерью Константина Великого. Как рассказывает история бриттов, которую Джованни Веронский вставил в свою хронику, она была дочерью Клелиса, короля Британии. Когда бритты приняли веру Христову во времена папы Элевтерия, Елена своим отцом была наставлена в вере, но он её не крестил, так как он ещё испытывал некоторые сомнения, что может быть и другая истина. Она услышала о чудесах, которые были совершены в Риме благодаря Апостолам Петру и Павлу, но не смогла получить позволения отца совершить паломничество в Рим. Поэтому принятая паломниками с одной преданнейшей ей служанкой тайно ушла и, сменив женскую одежду, в Рим прибыла»17.

Далее, во всех источниках с различными подробностями повествуется как император-язычник Констанций, пленённый красотой паломницы Елены в Риме, насильно познал её и в утешение ей оставил кольцо со своей руки и другие личные драгоценности, которые она сохранила. Когда Елена почувствовала что забеременела, то, - как повествует неизвестный автор «Истории Елены, матери императора Константина, которая нашла крест Господа нашего Иисуса Христа», - она, «не пожелала вернуться с паломниками домой, но, удалившись на один постоялый двор, осталась в Риме у одной почтенной матроны, хозяйки постоялого двора и стабулярии, вплоть до времени родов своих. Когда время пришло, она родила мальчика и рождённое дитя окрестила, назвав Константином, воспитала и научила его наилучшим нравам. Мальчик вырос ничего не зная о своём отце, всех привлекая видом красивейшим и безупречными нравами, так что каждый восхищался им, говоря: «Воистину он рождён от благородных родителей»…

И вот некие римские купцы замыслили одну хитрость, говоря между собой: «Наш император находится в великом раздоре с императором греков. Этот мальчик красотой и воспитанностью вполне может сойти за сына императора… Тогда мы снарядили бы, как бы не от себя, один корабль и в императорском одеянии привезли бы его в… Византий. И сказали бы тамошнему владыке: «Мы – послы римского императора. Он отправил с нами своего единородного сына, и если ты пожелаешь отдать прекрасную дочь твою ему в жёны с большим приданным, он заключит с тобой мир навеки». Как они замыслили, так они и сделали»18, понудив Константина взойти на корабль, подняли паруса.

Тогда купцы облачили Константина в царские одежды и «все делали вид, что подчиняются ему до самого Византия. Прибыв туда, купцы отправили от себя послов к императору греков… Император и императрица… поверили обману и, устроив совет, согласились на просьбу так называемых «послов». Затем ему отдали девушку и обручили с ним при великой радости всей империи, одарив множеством сокровищ большой ценности; мать же девушки, предчувствуя, что у… принцессы когда-нибудь возникнет нужда в деньгах…, предусмотрительно обшила всю рубашку, которую ей дала, драгоценными камнями»19.

Затем, Константин с принцессой на обратном пути были высажены без слуг и средств к существованию, по различным версиям легенды, либо на деревянную лодку, либо на необитаемый остров, чем и открылся обман купцов с Константином. Но, дочь императора греков не ожесточилась на Константина, а, простив, ободрила его, показав драгоценности, зашитые в её рубашке. Когда они, после различных бедствий, попали снова в Рим и пришли к дому матери Константина, то она, увидев с сыном девушку, «испугалась, не была ли та дурной женщиной, затворила перед пришедшими дверь с криками и рыданьми: «Говорю тебе, ты не войдёшь с блудницей». Константин же ласковыми словами едва смог её успокоить к утру следующего дня». На следующий день Константин представил своей матери Елене принцессу, которая передала свекрови драгоценности, зашитые её матерью в диплоид с тем, чтобы Елена, продав их, устроила их совместную жизнь. Елена, увидев царские сокровища, испугалась, опасаясь за сына и обратилась с молитвой к Богу:

««Господь Бог, которому ведомо всё, что должно случиться! Ты знаешь, каким образом принуждённая вопреки воле моей, я родила от нечестивого императора сына Константина и трудами рук своих его возрастила; Ты знаешь также, что ни до, ни после я не познала в плотском вожделении ни одного мужчины, и только для Тебя, Господа Бога, тело своё непорочное… хранить решила. Но поскольку, Господи, Ты пожелал, чтобы произошло то, что произошло со мной и впоследствии с сыном моим, я вверяю Тебе и Твоему бесконечному милосердию также и его, свято веруя, что всё, что Ты замыслил сделать для нас, несчастных тварей Твоих, исполнится сообразно величию Твоего непостижимого правосудия».

Сказав это в сердце своём, Елена приняла из рук невестки своей названный дар и после этого, немного дней спустя, продала его за огромную сумму денег; на часть из них она приобрела дом, в котором в течение некоторого времени держала постоялый двор и принимала большое количество приезжих. И став, таким образом, стабулярией, на полученные доходы себя, сына и свою невестку достойно содержала»20.

Со временем, «случилось так, что жена императора умерла. Узнав, что после долгого отсутствия император возвращается в Рим, мать сказала Константину, сыну своему: «Смотри! Император в ближайшее время приедет в Рим. Жители Рима устроят ему почётную встречу. Поэтому ты постарайся сделать что-нибудь, что ты можешь и умеешь и чему тебя когда-то научили, чтобы показать ему свою искусность, воспитанность и усердие». Тогда Константин приобрёл для себя четвёрку лучших коней и вышел с другими воинами навстречу императору; он принял участие в различных состязаниях на своих лошадях и неизменно выказывал перед императором столько свидетельств безупречности, ловкости и усердия, что тот был восхищён и удивлён его искусностью. И никто из тех, кого он спрашивал о нём, не дал ему достаточных сведений»21.

Тогда император «приказал позвать к нему Константина и спросил у него, кто он и откуда… Тот ответил ему: «Зовусь я именем Константин и не имею никаких иных близких, кроме матери и жены…». Император, услышав это, приказал ему привести свою мать и жену…» 22.

«Когда же Константин сказал об этом матери своей, - как пишет неизвестный автор «Истории Елены…», - её охватила великая радость, и она, облачённая в царские пурпурные одежды, вместе со своей невесткой… в царственном великолепии пришла в императорский дворец… Увидев Елену и восхитившись ею, император с почётом принял её и сказал: «Госпожа! Я прошу вас… сказать мне, кто вы такая и кто отец этого вашего сына; потому что за его искусность я намереваюсь приблизить и его, и вас». Она ответила: «Здесь меня не знают, однако истина в том, что мой отец был королём Британии. А моя невестка – дочь императора греков. Отец же моего сына – тот, кому принадлежат эти знаки»»23 и показала перстень и императорский жезл, оставленный ей Констанцием при первой их встрече.

«Увидев эти вещи и внимательно осмотрев, император стал всё больше и больше узнавать их и восстанавливать в памяти произошедшее; при этом его глубоко потрясли мудрость и благородство этой женщины… «Воистину благородство славной крови, от которой, в чём мы не сомневаемся, ты была рождена, взрастило в тебе такое безмерное благоразумие и высокое достоинство. Не без приговора верховных богов могло случиться то соединение, от которого родился этот прекрасный отпрыск, а затем последовал брак, заключённый между моим сыном и дочерью великого императора греков. Воистину всё, что угодно богам, завершается предопределённым исходом»»24 - заключает неизвестный автор сочинения «О рождении императора Константина».

Когда император узнал всю историю о браке своего сына Константина и дочери императора греков, то «созвал всех сенаторов, трибунов и знатных людей и, выслушав речи… послов греков, все договоры, прежде заключённые купцами, подписал и императорской властью утвердил»25…, а «Константина узаконил, взяв в жёны его мать Елену. Когда же этот император Констанций, достигнув старости, скончался, его сын наследовал власть и, в Грецию переехав, расширил Византийское царство и величайшими стенами украсил Константинополь, дав ему своё имя. Он и поныне так зовётся»26.

Вот такова, вкратце, итальянская легенда о Константине и Елене, которая была представлена Вашему вниманию в виде компиляции из двух латинских версий неизвестных авторов, одна из которых известна под условным названием «Аноним Хайденрайха, которая была реконструирована на основании двух рукописей, - одной XIV века из Королевской библиотеки Дрездена, и другой XV века из библиотеки Альбертинской гимназии во Фрайбурге; а другая версия основывается также на двух рукописях, - первой, обнаруженной в 1903 г. Амосом Пардуччи, под названием «История Елены, матери императора Константина, которая нашла крест Господа Иисуса Христа», и второй, под названием «О рождении императора Константина», найденной Альфонсом Хилкой в 1921 г.

Надо заметить, что в отличие от французской легенды о Константине и Елене, итальянская версия стала восприниматься как действительная история. Как пишут исследователи этого вопроса, «первым, кто инкорпорировал её в состав своего исторического сочинения, оказался хронист Джованни Веронский, автор «Имперской хроники», компиляции свидетельств о римских императорах от Октавиана Августа до Генриха VII Люксембургского. Предваряя рассказ о Константине и Елене, Джованни Веронский называет своим источником «Историю бриттов»»27. Текст «Имперской хроники» до сих пор не опубликован, но рассказ о Константине и Елене был воспроизведён в переложении епископа Пьетро де Натали в «Каталоге святых»28 столетие спустя.

Авторы исследования древних легенд о Константине и Елене профессор И. В. Кривушин и Е. С. Кривушина пишут, что в начале XIV века «сюжет о Константине и Елене привлёк внимание другого итальянского историка – доминиканского монаха Якопо Аквийского, автора «Всемирной хроники»»29. В предложенном им варианте историографической адаптации сюжета латинской легенды о Константине и Елене в сокращённом варианте присутствуют все основные моменты сюжетной схемы итальянской легенды.

Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти: «…взял в жены его дочь, которую звали Еленой. Красотою своей она превосходила всех девушек этой страны… Кроме неё у Коеля, её отца, не было никого, кто мог бы занять после него королевский престол, вот почему он позаботился дать ей такое образование, чтобы по кончине его она могла справиться с управлением государством. Итак, Констанций сочетался с нею на брачном ложе, и она родила ему сына, которого назвала Константином»30. Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Максенция в Рим. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвёл в сенаторское достоинство»31.

Остаётся открытым вопрос о месте рождения равноапостольной Елены. Тот факт, что Константин после смерти матери переименовал городок Дрепан в Еленополис, ещё мало о чём говорит. «Возможно, Константин, чтобы почтить память матери, просто выбрал для переименования город в непосредственной близости от своей новой столицы… Поздняя традиция связывает место рождения Елены с немецким Триром и английским Колчестером, но для этого, - как замечают профессиональные историки, - нет никаких исторических оснований»32.

Елена обратилась в христианство когда ей было уже за шестьдесят. По свидетельству Евсевия Кесарийского33 это произошло под влиянием её равноапостольного сына Константина.

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету»34. Евсевий Памфил отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению.

2. Монета с изображением Елены
2. Монета с изображением Елены

В 326 году Елена (в возрасте около 80 лет, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик в «Церковной истории» пишет, что она сделала это после того, как получила указание во сне35. То же сообщает и «Хронография Феофана»36.

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI.

3. Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме. Аньоло Гадди, 1380 г
3. Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме. Аньоло Гадди, 1380 г

Впервые в сохранившихся текстах история обретения Креста появляется в развёрнутом виде у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на кончину Феодосия»38 он рассказывает о том, как блаженная Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. По надписи «Иисус Назорей, Царь Иудейский» она нашла истинный Крест и поклонилась ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь, и один из них вставила в конскую узду, а другой в диадему.

Похожая история излагается в 10-й главе «Церковной истории» Руфина , являющейся латинским переводом фрагмента одноимённого сочинения Геласия Кесарийского. Утраченный оригинальный греческий текст Геласия датируется приблизительно 390 годом и может считаться первым известным изложением истории обретения Креста Еленой. Согласно Руфину, Крест был найден на месте казни Христа, сокрытом под статуей Венеры. Елена строит храм на этом месте, а найденные гвозди отправляет сыну39.

О нахождении на месте Гроба Господня святилища Афродиты (т.е. Венеры) упоминает в своём труде и Сократ Схоластик, сообщая при этом, что весь Иерусалим пришёл в запустение: «Мудрствующие о Христовом чтили эту гробницу со времени страстей; а убегающие от Христа зарыли то место и, построив на нём капище Афродиты, поставили идола, чтобы истребить самую память о месте»40.

О строительстве храма Афродиты на месте Гроба Господня пишет и Феофан в своей «Хронографии»: «После этого вскоре от Бога указано Макарию место, на котором выстроен был храм нечистой Афродиты и поставлена её статуя. Богом венчанная Елена, по царской своей власти, немедленно повелела великому множеству мастеров раскопать до основания и очистить место храма Афродиты, за большие деньги сооружённого в давние времена Элием Адрианом»41.

4. Монета императора Антонина Пия, чеканенная в Кесарии Палестинской с изображением статуи Венеры в её иерусалимском храме
4. Монета императора Антонина Пия, чеканенная в Кесарии Палестинской
с изображением статуи Венеры в её иерусалимском храме

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Примерный год смерти устанавливается по следующим фактам. Елена скончалась вскоре после обретения Креста, которое датируется 326 годом. А последние монеты с её именем датируются 330 годом.

Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Хотя, версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына»42. Император Константин осенью 328 года находился в Трире на войне с германцами. Если Елена скончалась в 328 году на его руках, согласно «Жизни блаженного василевса Константина» его хронографа Евсевия Кесарийского, то Трир вполне мог быть местом её смерти.

После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил43. В Риме Елена была похоронена в мавзолее. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

5. Порфировый саркофаг Елены
5. Порфировый саркофаг Елены

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Овийе в Шампани. В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где до последнего времени хранятся в крипте церкви Сен-Лё-Сен-Жиль44.

6. Мощи святой Елены в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль
6. Мощи святой Елены в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль

Надо заметить, что клеветник рода человеческого до сегодняшнего дня не может забыть, что равноапостольная Елена разорила языческое капище богини разврата Венеры на месте Гроба Господнего и обрела Крест Христов. Католический собор Сен-Лё-Сен-Жиль находится в Париже на улице Сен-Дени. Несколько веков тому назад улица Сен-Дени была одной из самых почётных магистралей города, по которой ездили короли и иностранные гости. Теперь этот район заслуженно пользуется дурной славой развратного места. По вечерам около подъездов домов появляются не очень изящного вида жрицы любви под опекой афрофранцузских охранников. И непосредственно напротив и рядом с входом в собор, где покоятся мощи св. равноапостольной царицы Елены, находятся два seх-shop’а с соответствующей рекламой.

7. Улица Сен-Дени и собор Сен-Лё-Сен-Жиль
7. Улица Сен-Дени и собор Сен-Лё-Сен-Жиль

8. Вход в собор Сен-Лё-Сен-Жиль
8. Вход в собор Сен-Лё-Сен-Жиль

9. Улица Сен-Дени напротив входа в собор Сен-Лё-Сен-Жиль
9. Улица Сен-Дени напротив входа в собор Сен-Лё-Сен-Жиль

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130 - 1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153 - 1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику45.

В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир46.

10. Кафедральный собор Апостола Петра в Трире
10. Кафедральный собор Апостола Петра в Трире

11. Реликварий с головой равноапостольной царицы Елены
11. Реликварий с головой равноапостольной царицы Елены


12. Нижний храм в соборе Ап. Петра, где хранится реликварий с головой св. Елены

В соборе также хранится один из гвоздей от Креста Господня, который Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме, а также нешвенный хитон Христов. Сейчас он покоится в хрустальном саркофаге и достаётся раз в несколько лет на страстную пятницу.

13. Гвоздь от Креста Господня, который хранится в кафедральном соборе г. Трир
13. Гвоздь от Креста Господня, который хранится в кафедральном соборе г. Трир

14. Нешвенный хитон Христов, который хранится в соборе Ап. Петра в Трире
14. Нешвенный хитон Христов, который хранится в соборе Ап. Петра в Трире

15. Хрустальный саркофаг, в котором хранится нешвенный хитон Христов
15. Хрустальный саркофаг, в котором хранится нешвенный хитон Христов

Таким образом, можно сказать, что после «новой Евы», - Пресвятой Девы Марии, - в христианской государственности появляется «новая Елена», чьё имя в восточном христианстве становится нарицательным - его применяют как к святым императрицам, таким как Пульхерия, Феодора и другие, так и к княгиням, например, равноапостольной Ольге, много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира равноапостольная княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого47.



1 Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина / Пер. СПбДА под ред. А. А. Калинина. М.: Labrarum. 1998. 3.46.
2 Прокопий Кесарийский. О постройках / Пер. С. П. Кондратьева. ВДИ, т. 4, 1939, с. 203-283. 5.2.1: «Есть город в Вифинии, носящий имя Елены, матери императора Константина. Говорят, что Елена была отсюда родом и вначале это был ничтожный посёлок. Воздавая ей славу, Константин одарил это местечко и именем матери и достоинством города, но не создал здесь никаких великолепных памятников, достойных императорского имени: по своему внешнему виду он продолжал оставаться все тем же, украшаясь только названием города и гордясь именем питомицы своей, Елены».
3 Блж. Иероним Стридонский в переводе «Хронологических канонов» Евсевия Кесарийского на латинский назвал Елену конкубиной (271-я Олимпиада).
4 До этого рукопись находилась в библиотеке Сорбонны, которая получила её в дар от прежнего обладателя кардинала Ришелье.
5 Повесть об императоре Кустанте. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 25.
6 Сказ об императоре Кустанте. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 44.
7 Сказ об императоре Кустанте. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 47-48.
8 Повесть об императоре Кустанте. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 30.
9 Повесть об императоре Кустанте. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 31.
10 Повесть об императоре Кустанте. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 33-34.
11 Повесть об императоре Кустанте. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 35-36.
12 Incerti auctoris de Constantino Magno eiusque matre Helena libellus // Ed. E. Heydenreich. Leipzig, 1879.
13 Instoria Helene matris Constantini Imperatoris que requisivit crucem Domini Nostri Jesu Christi // Studi Romanzi. Vol. 1. 1903. P. 101-105.
14 De Nautiuitate Constantini Imperatoris // Aufsatze Fritz Milkau gewidmet / Hrsg. von G. Leyh. Leipzig, 1921. S. 149-152.
15 И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 89.
16 И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 121.
17 Пьетро де Натали. Каталог святых, книга седьмая, глава LXXIII «О святой царице Елене». Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 190.
18 «История Елены, матери императора Константина, которая нашла крест Господа нашего Иисуса Христа». Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 125.
19 «История Елены, матери императора Константина, которая нашла крест Господа нашего Иисуса Христа». Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 126.
20 О рождении императора Константина. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 109-110.
21 «История Елены, матери императора Константина, которая нашла крест Господа нашего Иисуса Христа». Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 128.
22 О рождении императора Константина. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 112.
23 «История Елены, матери императора Константина, которая нашла крест Господа нашего Иисуса Христа». Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 129.
24 О рождении императора Константина. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 116.
25 О рождении императора Константина. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 119.
26 Якопо Аквийский. Всемирная хроника. Цит. по: И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 195.
27 И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 149.
28 Petrus de Natalibus. Catalogus Sanctorum et gestorum eorum. Lugdunum, 1543. Lib. VII. Cap. 73.
29 И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 151.
30 Гальфрид Монмутский. История бриттов // http://www.lib.ru/INOOLD/ENGLAND/br_history.txt
31 Там же.
32 И. В. Кривушин, Е. С. Кривушина. Средневековое предание о Константине Великом и его матери святой царице Елене. Переводы. Комментарии. Исследования // СПб, 2012, с. 9.
33 Евсевий Кесарийский, «Жизнь блаженного василевса Константина», кн. 3, гл. 47: «Ибо из не благочестивой василевс сотворил её столь благочестивой…»
34 Хронография Феофана, год 5816 (по александрийской эре) (323/324 н. э.) // http://www.krotov.info/acts/08/3/feofan_01.htm
35 Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I, гл. 17.
36 Хронография Феофана, год 5817 (по александрийской эре) (324/325 н. э.) // http://www.krotov.info/acts/08/3/feofan_01.htm
37 Амвросий Медиоланский. Слово на смерть Феодосия Великого // http://antology.rchgi.spb.ru/Ambrosius/Pheodos.htm
38 Руфин. Церковная история. Х (I), 7-8.
39 Деревенский Б. «О местонахождении Голгофы и гробницы Христа».
40 Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. 1, гл. 17 // http://www.krotov.info/acts/04/socrat/socr01.html
41 Хронография Феофана, год 5817 (по александрийской эре) (324/325 н. э.) // http://www.krotov.info/acts/08/3/feofan_01.htm
42 Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Кн. 3, гл. 46. О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась // http://www.sedmitza.ru/lib/text/433018/
43 Евсевий Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн 3. Глава 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал её ещё при жизни // http://www.sedmitza.ru/lib/text/433018/
44 Рунцо Д. Христианские святыни Франции.
45 Liber Pontificalis. II, 388
46 А. Холодюк. Память о равноапостольной царице Елене в немецком городе Трир // http://rusk.ru/st.php?idar=22371
47 Повесть временных лет, год 6462: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого».