Протоиерей Игорь Аксёнов.
СВЯТОЙ ПРОРОК БОЖИЙ ИЛИЯ.

2 августа Русская Православная Церковь торжественно совершает память одного из величайших пророков Божиих, главы общества сынов пророческих в царстве Израильском, Илии Фесвитянина, происходившего из Галаадского селения Фесвы, колена Неффалимова.

Святой пророк Илия, которому Священное Писание усвояет именование «человека Божия», почитается, подобно Аврааму, не только христианами и иудеями всего мира, но и мусульманами, у которых в Коране о пророке Илие написано с большою похвалою. Последователи пророка Мохаммеда, также как и иудеи, даже считают его посредником между небом и землей, который является в человеческом виде людям благочестивым на земле, посещает их в мечетях и синагогах, и сообщает откровения Божии (Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. Издание в электронном виде, М., 2003, с. 2339, 2347).

За что же последователи трех крупнейших религий мира столь почитают пророка Божия Илию? Безусловно, за его ревность о славе Божией, и истинном богопочитании. Святой Илия, чье имя переводится как «мой Бог - моя крепость», или «Бог есть Господь» (Там же, с. 2339), всей своей жизнью показал себя величайшим ревнителем Бога и истинной Веры в Него, и небоязненным обличителем нечестивых царей и сильных мира сего в их неверности Господу и правде Закона Его.

По преданию Церкви, дошедшему до нас через св. Епифания Кипр­ского, рождение Илии было ознаменовано видением его отцу Саваху, в котором он увидел белообразных людей, разговаривавших с младенцем, пеленавших его огнем, и кормивших его, влагая в уста пламень огнен­ный. Это видение Савах объявил иерусалимским священникам, которые сказали ему: «Не бойся, но знай, что сын твой будет сосудом благо­дати Божией; слово его будет как огонь, будет велика и ревность его о Господе, и будет судить он Израиля мечем и огнем».

И действительно, призванный Богом к пророческому служению при нечестивом Израильском царе Ахаве, который под влиянием своей жены - язычницы, дочери царя Сидонского, Иезавели совратил первый народ избранный от истинного богопочитания к служению ханаанскому демоническому божеству Ваалу, и принесению ему жертв, вклю­чая человеческие, - пророк Илия, для вразумления нечестивого царя и совращенного им народа, молитвою к Богу поразил землю засухою, «и не было, - как нам повествует Священное Писание, - дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак. 5:17).

Сам же пророк по слову Господнему скрылся от царского гнева в одной пещере, рядом с которой протекал глубокий ручей, и был чудесно питаем воронами, которые по повелению Божию приносили ему хлеб и мясо каждое утро и вечер (3Цар. 17:6).

Когда же от столь длительной засухи ручей, из которого пророк Илия брал воду, иссяк, он удалился в селение Сарепту и поселился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощалась во все дни пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы неожиданно заболел и умер, и святой пророк своей молитвой к Богу возвратил его к жизни. После этого он впервые в Священном Писании называется «человеком Божиим» (3Цар. 17:24).

Существует церковное предание об этом воскрешенном сыне вдовы, что имя ему было Иона, и что именно он, придя в возраст, сподобился пророческого дара и был послан Господом в город Ниневию проповедовать его жителям покаяние в своих грехах. Будучи же поглощен в море китом и через три дня выброшен им на берег, пророк Иона прообразовал собой тридневное погребение и Светлое Христово Воскресение.

Спустя же три года, когда бедствие голода в Израильском Царстве достигло высшей степени, «было слово Господне к Илии пророку: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю - сказал Господь пророку. И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву» (3Цар.18:1-2).

Ахав, при виде пророка, по слову которого его царство было опустошено засухою, говорит ему: «Ты ли это - смущающий Израиля?» Пророк же Божий небоязненно отве­чал нечестивому царю: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам. Теперь пошли, и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дуб­равных, питающихся от стола Иезавели» (3Цар. 18:17-19).

Тогда, как о том повествуется в Восемнадцатой главе Третьей книги Царств Священного Писания Ветхого Завета, собрал Ахав по слову пророка Божия весь народ израильский и лжепророков бесовских - служителей Ваала и Астарты на гору Кармил, и подошел Илия к народу, и сказал: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте. Я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приго­товлю другого тельца, и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог».
    И отвечал весь народ и сказал: хорошо. Тогда пророк Илия говорит лжепророкам Вааловым: «Выберете себе одного тельца, и при­готовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте». И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: «Ваале, услышь нас!» но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.

    В полдень Илия стал смеяться над ними: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть он спит, так он проснется». И стали они кричать громким голосом, и кололи себя, по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним.

Прошел, как нам повествует Священное Писание, полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. Тогда Илия призвал весь народ подойти к нему. И восстановил разрушенный жертвенник Господень, и сделал вокруг жерт­венника ров, и положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова. И повелел вылить на жертву и на дрова двенадцать ведер воды; и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во вре­мя приношения вечерней жертвы подошел пророк Илия и сказал: «Госпо­ди, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой, и сделал все по слову Тво­ему. Услыши меня, Господи, услыши меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, - Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе».

    И ниспал огонь Господень, и пожрал жертву, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая была во рве. Увидев это, весь на­род пал на лица свои, и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» Тогда пророк Илия повелел народу схватить пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их. И отвел их Илия к потоку Киссону, и заколол их там, согласно с законом Моисеевым, повелевавшим поступать так со всяким совратителем народа Божия от спасительной веры в Единого Истинного Бога к служению падшим духам-обольстителям, которые ничего, кроме своей собственной погибели, людям дать не могут (Втор. 13 и 18 гл.).

После этого святой пророк Божий Илия велел царю Ахаву скорее пить и есть, и запрягать коней в колесницу, чтобы отправиться в путь, потому что скоро пойдет большой дождь, который промочит все.

Когда Ахав сел есть и пить, Илия взошел на гору Кармил. Наклонившись к земле, он положил лицо свое между коленями своими и молился Богу о ниспослании дождя на землю. И действительно, по молитве его как бы ключом отверзлись небеса и выпал большой дождь, кото­рый промочил всех и обильно напоил жаждущую землю. Тогда Ахав, осознав свое заблуждение, на пути в Сама­рию оплакивал грехи свои. Святой же пророк Илия, опоясав чресла свои, и подкрепленный силой Божией, бежал перед колесницею Ахава даже до самых ворот города, радуясь о славе Господа Бога своего. Так, окончив пророческое дело, он воздал и земному царю подобающую честь, как его подданный.
    Когда же Ахав сообщил своей жене Иезавели об истреблении жрецов Вааловых, та страшно разгневалась на пророка Илию, и, клянясь своими богами, послала сказать ему, что на завтрашний день в тот самый час, в который Илия убил пророков Ваала, она убьет его. Тогда, святой пророк Илия ушел в Вирсавию, в царство Иудейское, и пошел в пустыню один. После дня пути он сел под можжевеловым кустом отдохнуть. Терзаемый печалью, он стал просить у Бога смерти себе: «Довольно уже, Господи, - молился он, - возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3Цар. 19:4).

    С такой молитвой на устах Илия лег и уснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: «Встань, ешь». И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: «встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою». И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей по дикой каменистой Синайской пустыне пока не достиг горы Божией Хорива.

    И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: «Что ты здесь, Илия?» Он сказал: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3Цар. 19:5-10).

    Тогда Господь повелел ему выйти из пещеры и стать на гору пред лицом Господним. И начались страшные знамения. Вначале поднялся большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре был Господь; после ветра произошло землетрясение, но и не в землетрясении был Господь; после землетрясения возгорелся огонь, но и в огне не было Господа; а после огня было веяние тихого ветра, и там был Господь (3Цар. 19:11,12).

В этом откровении Господь показал Своему пророку, что Бог милосерд, кроток и долготерпелив, и что Он желает не погибели нечестивых людей, а их обращения от зла и спасения в покаянии. И далее, Господь, утешая Илию в печали его, открыл ему, что не весь израильский народ отступил от Него, но Он имеет семь тысяч тайных рабов Своих, которые не пре­клоняли колен своих пред Ваалом, и уста которых не целовали этого идола.
    Вместе с тем, Го­сподь возвестил Илии о предстоящей в скором времени погибели Ахава и Иезавели и всего дома их. «И сказал ему Господь: «Пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя» (3Цар. 19:15-16). Так, возвестив Свою волю, и утешив Своего пророка в его ревности о славе Божией, Господь отошел от Илии.

И пошел пророк Божий, по повелению Господню, от Хорива в Дамаск, и нашел Елисея, сына Сафатова, пашущим землю; двенадцать пар волов было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него плащ свой, который от длительного соприкосновения с избранным сосудом благодати Божией, каковым был Илия-пророк, и сам сделался носителем Божественной силы. И оставил, как нам повествует Священное Писание, Елисей, вкусив благодати Божией, своих волов, и побежал за Илиею, и сказал: «Позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою». Илия же сказал ему: «Пойди и приходи назад, ибо что я сделал тебе?» Тогда Елисей, отойдя от пророка Божия, взял пару волов и заколол их, и, зажегши плуг, изжарил мясо волов на нем, и устроил угощение соседям и родственникам, а затем, простившись с родителями, пошел за пророком Илией, и стал служить ему (3 Цар. 19:19-21).

В это время царь Ахав, под влиянием своей нечести­вой жены Иезавели, к прежним беззакониям прибавил новое. У одного израильтянина, по имени Навуфей, был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: «Отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит». Но Навуфей сказал Ахаву: «Сохрани меня Господь, чтобы я отдал тебе наследство отцов моих!» Навуфей так ответил царю, потому что Закон Моисеев, чтобы народ не обнищал, запрещал продавать наследственные владения. И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: «Не отдам тебе наследства отцов моих». И лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел. И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: «Отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь?» (3 Цар. 21:1-5).

Узнав же причину печали Ахава, Иезавель посмеялась над ним и сказала: «Что за царство было бы в Израиле, если бы ты так поступал? Встань, ешь хлеб и будь спокоен, - я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина». И написала она от имени Ахава письма, и запечатала их его печатью, и послала эти письма к старейшинам и знатным в его городе, живущим с Навуфеем. В письмах она писала так: «Объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе, и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: «Ты хулил Бога и царя»; и потом выведите его, и побейте его камнями, чтоб он умер». И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель.

Услышав, что Навуфей побит камнями и умер, Иезавель сказала Ахаву: «Встань, возьми во владение виноградник Навуфея Изреелитянина, который не хотел отдать тебе за серебро; ибо Навуфея нет в живых, он умер». Когда услышал Ахав, что Навуфей был убит, встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение (потому что по Закону Моисееву имение казненных за преступления против царя поступало в пользу царя). И было слово Господне к Илии Фесвитянину: «Встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии. Вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение, и скажи ему: «Так говорит Господь: «Ты убил, и еще вступаешь в наследство?»»; и скажи ему: «Так говорит Господь: На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь».

    И сказал Ахав Илии: «Нашел ты меня, враг мой!» Он сказал: «Нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа». И возвестил святой пророк Божий Илия нечестивому царю волю Божию о нем и о всем доме его (3Цар. 21:7-26).

Ахав, услышав это пророчество о себе, заплакал, снял с себя цар­ские одежды, оделся во вретище и наложил на себя строгий пост. И столь малое покаяние Ахава перед Господом во­зымело такую силу, что исполнение назначенного на­казания всему дому его было отложено до тех пор, пока не умрет Ахав. Ибо Господь сказал Своему пророку Илие: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни, - в дни сына его наведу беды на дом его» (3Цар. 21:29).

После этого, Ахав прожил еще три года и был убит в сра­жении с сирийским царем Венададом. С места битвы, в Самарию, его везли на колеснице, и его кровь, стекающую с колесницы, как и предсказал пророк Божнй Илия, лизали пробегающие псы. Также, и все другое, что предсказано было Илией-пророком об Иезавели и всем доме нечестивого царя Ахава, исполнилось в свое время.


    После смерти Ахава над Израилем в Самарии воцарился его сын Охозия, и царствовал над Израилем два года, и делал, - как нам повествует Священное Писание, - «неугодное пред очами Господа, и ходил путем отца своего и путем матери своей,.. и служил Ваалу, и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева всем тем, что делал отец его» (3Цар. 22:51-53).

   Однако, вскоре, «Охозия упал чрез решетку с горницы своей, и занемог. И послал послов, и сказал им: «Пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?» Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: «Встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: «Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?» За это так говорит Господь: «С постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь». И пошел Илия».

    И возвратились к царю Охозии посланные, и сказали ему: «Навстречу нам вышел человек и сказал нам: «Пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: «Так говорит Господь: Разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь».

    И спросил Охозия царь: «Каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии?» Они сказали ему: «Человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим». И сказал царь: «Это Илия Фесвитянин» (4Цар. 1:2-8).

    Тогда послал Охозия к пророку Божию Илие пятидесятника с его пятьюдесятью воинами. И тот, как написано в Первой главе Четвертой Книги Царств, взошел на гору, где сидел святой пророк, и дерзостно приказал ему: «Человек Божий! Царь говорит: Сойди!». И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба и попалил его и его воинов.

    И послал к нему царь другого пятидесятника с его пятидесятком. И он стал говорить ему: «Человек Божий! Так сказал царь: Сойди скорее!». И отвечал Илия, и сказал ему: «Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и его воинов.

И еще послал Охозия царь в третий раз пятидесятника с воинами привести к нему Пророка Божия. И поднялся, и пришел пятидесятник третий, и со смирением пал на колена свои пред Илиею, и умолял его, и говорил ему: «Человек Божий! Да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих, - сих пятидесяти, - пред очами твоими. Вот, сошел огонь с неба, и попалил двух пятидесятников прежних с их воинами, но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими!

    И сказал Ангел Господень пророку Илие: «Пойди с ним, не бойся его». И он встал, и пошел с ним к царю. И сказал ему: «Так говорит Господь: За то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, - с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь».

И умер, как нам повествует Священное Писание, Охозия царь, по слову Господнему, которое изрек ему святой Пророк Божий Илия (4Цар. 1:9-17).

Святой же пророк Илия в своей пламенной до ревности любви к Богу вознесся и достиг, в буквальном смысле слова, Неба, когда живым по плоти был взят в обители Божии.
    «В то время, - как повествуется во Второй главе Четвертой Книги Царств, - как Господь восхотел вознести Илию... на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. И сказал Илия Елисею: «Останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль». Но Елисей сказал: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя». И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: «Знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею?» Он сказал: «Я также знаю, молчите».

    Тогда, сказал ему Илия-пророк: «Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон». И отвечал Елисей: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя». И пришли в Иерихон. И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: «Знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею?» Елисей отвечал: «Я также знаю, молчите».

И снова Пророк Илия, не желая славы человеческой, смиренно просил Елисея, говоря: «Останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану». И отвечал Елисей: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя». И пошли оба. Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана. И взял Илия милоть свою, (т.е. верхнюю накидку от непогоды) и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху.

    Когда они перешли, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И сказал Елисей: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». «Трудного ты просишь, - тогда говорит святой Пророк Божий Илия, - но, если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет».
    Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля и конница его!» И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части от горя. Затем поднял Елисей милоть Илии, упавшую с него при взятии его от земли, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: «Где Господь, Бог Илии, - Он Самый?» И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей по дну Иордана.

    И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: «Опочил дух Илии на Елисее». И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли, и сказали ему: «Вот, есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин». Он же сказал: «Не посылайте». Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: «Пошлите». И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его, и возвратились к пророку Елисею, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им тогда Елисей: «Не говорил ли я вам: Не ходите и не ищете пророка Божия, ибо он взят от земли?» (4Цар. 2:1-18).

Тщетно сыны пророческие три дня искали тело святого Пророка Божия Илии - его уже не было в этом мире, и он не являлся более на земле, до самого события Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор, когда ученики Спасителя, - Петр, Иаков и Иоанн, - видели пророка Илию вместе с пророком Моисеем беседующими с Господом. Вот как повествуют об этом событии Евангелисты:

    «Во время оно, Иисус, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (т.е. три шалаша): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», - не зная, что говорил» (Лук. 9:28-33). «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И спросили Его ученики: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия должен придти прежде и устроить все. Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Матф. 17:9-13).

И действительно, последний пророк Ветхого Завета, - Малахия, - пророчествуя о кончине преходящего образа мира сего, Духом Божиим изрек слова, которые завершают все книги Священного Писания Ветхого Завета: «Ибо вот, - говорит он, - придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.

    Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Малах. 4:1-6).

В Первое Пришествие Христово, когда Господь в крайнем смирении и уничижении пришел для спасения рода человеческого от власти ада и вечной смерти, Предтечей пред Ним шел святой Иоанн Креститель, про которого, еще до зачатия его, Архангел Гавриил возвестил его будущему отцу Захарии, что сей, имеющий родиться от него младенец Иоанн «будет велик пред Господом,.. и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей, и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их, и предъидет пред Господом в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук. 1:15-17).

    При этом, надо ясно понимать, что Иоанн Креститель не является воплощением Пророка Илии, потому что тогда, мы вынуждены будем говорить о перевоплощении душ, которое Священное Писание категорически отрицает, тем более, что тогда обессмысливается и факт взятия святого Пророка Божия Илии живым по плоти на Небо.

    Также, и сам Иоанн Креститель, как нам повествует Евангелист Иоанн Богослов, «когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: «Кто ты?» Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: «Что же? Ты Илия?» Он сказал: Нет» (Иоан. 1:19-21). Таким образом, сам Иоанн Креститель ясно и однозначно свидетельствует, что он не является воплощением Илии-пророка.

    Святой Иоанн Креститель только прообразует имеющего снова придти во плоти, не видевшей смерти, святого Пророка Божия Илию. Он, как и сказал о нем Архангел Гавриил, «предъидет пред Господом в духе и силе Илии», но не является новым воплощением Пророка Илии. Почему и Господь, говоря о роли Иоанна Предтечи, сравнивает его с Пророком Илией с определенной оговоркой: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Матф. 11:14).

Наконец, как пишут прп. Ефрем Сирин («Слово на пришествие Господне») и прп. Иоанн Дамаскин («Точное изложение Православной веры») святой Пророк Божий Илия вместе с праведным Енохом снова придут на землю перед Вторым Пришествием Христовым.

    Только двое из живших на земле, как нам прямо открыто в Священном Писании, не видели смерти своего тела, которая обща для всех человеков за прародительский грех. Это седьмой от Адама - Енох, и Пророк Илия. Именно им, по преданию Православной Церкви, уготовано снова пророчествовать в последние дни преходящего образа этого мира, и обличать в Иерусалиме антихриста, претерпеть от него мученическую смерть, и, уподобляясь Господу, через три с половиной дня воскреснуть для удостоверения истинности их проповеди, как о том возвещается в Одиннадцатой главе Откровения Господа Иисуса Христа, которое на греческом языке называется Апокалипсисом.

    Тайнозритель Откровения Господнего, - Апостол Иоанн Богослов, - записывая виденное им в духе, от лица Господа пишет об этом так: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

    И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них» (Откр. 11:3-13).

Стоит обратить внимание на тот факт, что, как нам открыто в Апокалипсисе, люди будут радоваться убиению сих пророков, которые в последние дни преходящего образа этого мира будут свидетельствовать о Христе и ложности принятого людьми лжеспасителя - антихриста, и скором завершении мира, а также, во дни пророчествования своего, будут препятствовать обычному греховному течению жизни. Причем, радость по случаю убиения этих двух последних пророков земной истории перед наступлением, по слову пророка Малахии, «дня Господнего, великого и страшного» (Малах. 4:5), будет столь велика, что люди от радости будут посылать друг другу подарки подобно как на Рождество Христово.

    Вот к чему приведет людей последнего времени равнодушие к Истине и жизни будущего века. А Енох и Илия, уподобляясь Господу, через три с половиной дня воскреснут на глазах у смотрящих на их трупы для удостоверения истинности их проповеди, и прилюдно снова взойдут на небо в уже прославленных телах, как о том возвещается в Апокалипсисе (11:11-12).

    Многие и сейчас, обожествляя ветхую природу человека, унаследованную нами от павших прародителей, истлевающую в похотях и страстях, не хотят видеть никакой иной жизни, кроме плотской, и не ищут никакого иного блага для себя, кроме земного, несмотря на всю очевидность временности и скоротечности нашего земного измерения.

    Собственно говоря, и в христианском сознании постоянно идет борьба между ветхим и новым человеком. «Какого Бога, - как точно замечает в своей статье «В чем сущность христианства» профессор МДА А. И. Осипов, - выберет человек: Бога Христа или бога «вместохриста», т.е. антихриста?» Ибо частица «анти», в переводе с греческого, первым своим значением имеет не «против», а - «вместо». Один Бог спасет и исцелит человека, даст возможность стать истинным сыном Божиим в единении с Богом-Словом Воплощенным, но для этого требуются личные усилия по борьбе с ветхим человеком в себе. Другой, обещает человеку все блага земной цивилизации, притом, что человек останется прежним со всеми своими страстями и похотями потомка павшего Адама. И какой ужас, поистине, ожидает вечного человека во втором случае -  как сказал один богослов: «Вечно жить, и вечно грешить».

    Более того, регулярные и целенаправленные попытки секулярного мира последних двух веков подвергнуть ревизии христианство сегодня принимают тоталитарный характер, и мы становимся свидетелями общемирового процесса всеобщего пересмотра традиционных христианских ценностей и переосмысления Священного Писания. И в «свете» такого переосмысления весь Ветхий Завет с его величайшими святыми становится уже не просто «ветхим», а откровенно «вредоносной» и «человеконенавистнической» книгой.

    Но Русская Православная Церковь, от первых дней своего существования, свято чтит пророка Илию. Первая церковь построенная в Киеве, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. И сейчас, нет, пожалуй, ни одной крупной епархии в пределах нашего Отечества, в которой бы не было храма во имя святого Пророка Божия Илии, который в церковном народном сознании стал настоящим символом ревностной веры и ревностного служения Богу.

Настоятель Свято-Ильинского
храма в городе Выборге
прот. Игорь Аксёнов.
2012 г.